цари́ца
Жена царя, а также женщина, возглавляющая царство самостоятельно.
Энциклопедическая справка
В Древней Руси (см. Русь) царицами – жёнами русских царей – становились дочери знатных бояр (см. боярство). Первой русской царицей была первая жена царя Ивана Грозного – Анастасия Захарьина-Юрьева, выбранная Иваном сразу после венчания на царство на смотре невест из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.
Большую часть жизни царицы проводили в своих покоях, занимаясь бытом, молитвами или рукоделием. Видеть их могли слуги и ближайшие родственники; по большим праздникам цариц навещали светские и церковные чины высшего ранга. С неугодной женой царь мог расстаться, сослав её в монастырь, где она и заканчивала жизнь. Всего сосланными в монастырь было 5 цариц, последней постриженной царицей была первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
В Петровскую эпоху изменилась жизнь императорского двора, в том числе быт, права и обязанности цариц, которые стали принимать участие в управлении государством, в светских и церковных мероприятиях, а после превращения России в империю (1721 г.) Пётр I заменил и титулы царь и царица на император и императрица. С ХVIII в. русскими царицами-императрицами становились иностранки или дочери от смешанных браков (за исключением императрицы Анны Иоанновны), которые, выходя замуж за русских великих князей (будущих императоров), принимали православие и меняли имена на русские. Пётр III был женат на принцессе Анхальт-Цербстской (будущая императрица Екатерина II), император Николай I – на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, получившей после перехода в православие имя Александра Фёдоровна.
ХVIII в. России называют веком императриц. Правящими императрицами были Екатерина I (1725-1727), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761) и Екатерина II (1762-1796).
В ХIХ – начале XX в. русские императрицы не были правящими, но активно занимались благотворительными обществами, развитием образования, здравоохранения. Во время Первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна работала сестрой милосердия в военном госпитале.
Последней русской императрицей была супруга Николая II Александра Фёдоровна. Титул императрица Всероссийская упразднён Октябрьской революцией 1917 г.
В культуре
В русских народных сказках царица, как правило, либо вообще отсутствует, либо не является главным действующим лицом и не имеет имени собственного.
Исторические образы русских цариц и императриц созданы в ряде произведений классической литературы XIX в.: Екатерина II – в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Анна Иоанновна – в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом» и др.
Более известны пушкинские сказочные царицы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царица-мачеха – обобщенный образ злых мачех из русских народных сказок:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
В конце сказки она умирает от того, что её «тоска взяла» при виде падчерицы, которая была красивее её и которую ей не удалось погубить.
В сказке «Золотой петушок» Шамаханская царица погубила царя Дадона и
… вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Есть в пушкинских сказках и положительные образы цариц, однако они второстепенны.
В ХХ – начале XXI в. к образам русских цариц обращались писатели и драматурги (роман В.С. Пикуля «Слово и дело», пьеса Л. Зорина «Царская охота»), кинорежиссёры («сериал «Великая» И. Зайцева и С. Гинзбурга), композиторы (мюзикл М.Дунаевского «Каприз императрицы», песня И. Николаева «Императрица»).
Портреты русских цариц допетровского времени сохранились в собраниях художественных музеев, но широко не известны. Среди живописных и скульптурных портретов русских императриц наиболее известны портреты Елизаветы Петровны А.П. Антропова и Е.Е. Лансере, Екатерины II В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого, памятник Екатерине II работы М.О. Микешина, памятник Марии Фёдоровне В.А. Беклемишева.
В XXI в. возрос интерес к жизни и деятельности русских императриц: установлены памятники Марии Александровне в Московской области (скульптор Л. Семикопенко) и в Крыму (скульпторы А. Комов, Д. Стритович) и др.
В языке и речи
Титул царица употреблялся в России с 1547 по 1721 г., а по отношению к императрицам – до 1917 г. После того, как Россия стала империей, слова царь и царица перестали употребляться в официальном именовании монархов, но продолжают жить в обиходной речи и сейчас.
Царицу (императрицу) также называли государыня, то есть «правительница, обладающая высшей властью, повелительница». Существовало выражение (и обращение) государыня-матушка, параллельное выражению государь-батюшка (см. царь).
До ХVIII в. к царице обращались на «ты». Позднее в качестве обращения к императрице стали употребляться слова Ваше императорское Величество.
От имён русских императриц, чье царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: елизаветинская эпоха (время правления Елизаветы Петровны, 1741-1761 гг.), екатерининская эпоха (время правления Екатерины II, 1762-1796 гг.).
Имя супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны носит Александринский театр Петербурга (см. «Александринка»), имя супруги Александра II императрицы Марии Александровны носит Мариинский театр Петербурга (см. «Мариинка»).
Слово царица имеет переносное значение. Царицей (чего-либо) называют ту, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении. Например, царицей бала могут назвать самую красивую на бале даму; царицей цветов – розу; царицей полей в публицистике 1960-х гг. называли кукурузу (сегодня это выражение носит явно ироничный характер). Царица Небесная – одно из названий Богородицы.
Медиатека
Репродукции
- Неизвестный русский художник. «Портрет царицы Евдокии Лопухиной в монашеском облачении»
- Ж.М. Натье. «Портрет Екатерины I»
- Л. Каравак. «Портрет императрицы Анны Иоанновны»
- А.П. Антропов. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
- Е.Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»
- Д.Г. Левицкий. «Екатерина II – законодательница в храме Правосудия»
- В.Л. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
- Ф. Крюгер. «Портрет императрицы Александры Фёдоровны».
- Ф.К. Винтерхальтер. «Портрет Марии Александровны»
- А.В. Маковский. «Портрет императрицы Александры Фёдоровны»
Фотографии
- Памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге
- Памятник императрице Марии Федоровне в Павловском парке
- Памятник императрице Елизавете Петровне в Ростове-на-Дону
- Памятник императрице Марии Александровне в Подмосковье
- Памятник императрице Марии Александровне в Крыму
- Императрица Александра Фёдоровна – сестра милосердия
Видеосюжеты
- Мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (фрагмент)
- Михайло Ломоносов. Фильм А.А. Прошкина (фрагмент)
|
|
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=цари́ца|image=Царица new.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=цари́ца|image=Царица new.jpg}} |
| | | |
− | Жена царя. | + | Жена царя, а также женщина, возглавляющая царство самостоятельно. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
− | В Древней Руси (см. [[Русь]]) жёнами русских царей были дочери знатных бояр (см. [[боярство]]). Первой русской царицей была первая жена царя Ивана Грозного – Анастасия Захарьина-Юрьева. Второй русский царь Фёдор Иоаннович был женат на Ирине Годуновой. Женой следующего царя Бориса Годунова была дочь Малюты Скуратова Мария. Меньше года русской царицей была дочь польского магната Марина Мнишек – жена Лжедмитрия. Михаил Фёдорович Романов был дважды женат: на Марии Владимировне Долгорукой и на Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Женой Алексея Михайловича была Мария Ильинична Милославская, а после её смерти – Наталья Кирилловна Нарышкина. Первой женой царя Фёдора Алексеевича была Агафья Семеновна Грушецкая, второй – Марфа Матвеевна Апраксина. Женой царя Ивана V была Прасковья Федоровна Салтыкова. Пётр I был женат дважды: на Евдокии Федоровне Лопухиной (в 1689 г. отправлена в монастырь) и Марте Скавронской, дочери прибалтийского крестьянина (см. [[крестьянство]]), находившейся до того на содержании А.Д. Меншикова, принявшей православие и имя Екатерины Алексеевны. После смерти Петра I, с 1725 по 1727 г., она была первой в России правящей императрицей Екатериной I (начиная с ХVIII в., после того, как Россия стала империей, слова ''царь'' и ''царица'' перестали употребляться в официальном именовании монархов, но продолжают жить в обиходной речи и сейчас). | + | В Древней Руси (см. [[Русь]]) царицами – жёнами русских царей – становились дочери знатных бояр (см. [[боярство]]). Первой русской царицей была первая жена царя Ивана Грозного – Анастасия Захарьина-Юрьева, выбранная Иваном сразу после венчания на царство на смотре невест из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси. |
| | | |
− | С ХVIII в. русскими царицами-императрицами становились иностранки или дочери от смешанных браков (за исключением императрицы Анны Иоанновны), которые, выходя замуж за русских великих князей (будущих императоров), принимали православие и меняли имена на русские. Например, Пётр III был женат на принцессе Анхальт-Цербстской (будущая императрица [[Екатерина II]]), император [[Николай I]] – на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, получившей после перехода в православие имя [[Александра Фёдоровна (1798-1860)|Александра Фёдоровна]].
| + | Большую часть жизни царицы проводили в своих покоях, занимаясь бытом, молитвами или рукоделием. Видеть их могли слуги и ближайшие родственники; по большим праздникам цариц навещали светские и церковные чины высшего ранга. С неугодной женой царь мог расстаться, сослав её в монастырь, где она и заканчивала жизнь. Всего сосланными в монастырь было 5 цариц, последней постриженной царицей была первая жена Петра I Евдокия Лопухина. |
| | | |
− | Правящими императрицами в России были Анна Иоанновна (1730-1740 гг.), [[Елизавета Петровна]] (1741-1761 гг.) и Екатерина II (1762-1796 гг.), поэтому ХVIII в. называли ''веком императриц''. Екатерина II, единственная из русских императриц, носила титул ''Великая''. В ХIХ – начале XX в. русские императрицы не были правящими, занимались благотворительными обществами, развитием образования, здравоохранения.
| + | В Петровскую эпоху изменилась жизнь императорского двора, в том числе быт, права и обязанности цариц, которые стали принимать участие в управлении государством, в светских и церковных мероприятиях, а после превращения России в империю (1721 г.) Пётр I заменил и титулы ''царь'' и ''царица'' на ''император'' и ''императрица''. С ХVIII в. русскими царицами-императрицами становились иностранки или дочери от смешанных браков (за исключением императрицы Анны Иоанновны), которые, выходя замуж за русских великих князей (будущих императоров), принимали православие и меняли имена на русские. Пётр III был женат на принцессе Анхальт-Цербстской (будущая императрица Екатерина II), император Николай I – на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, получившей после перехода в православие имя Александра Фёдоровна. |
| + | |
| + | ХVIII в. России называют веком императриц. Правящими императрицами были Екатерина I (1725-1727), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761) и Екатерина II (1762-1796). |
| + | |
| + | В ХIХ – начале XX в. русские императрицы не были правящими, но активно занимались благотворительными обществами, развитием образования, здравоохранения. Во время Первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна работала сестрой милосердия в военном госпитале. |
| + | |
| + | Последней русской императрицей была супруга Николая II Александра Фёдоровна. Титул императрица Всероссийская упразднён Октябрьской революцией 1917 г. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | Исторические образы русских цариц и императриц созданы в некоторых произведениях классической литературы: Екатерина II – в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Анна Иоанновна – в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом», однако и в этих, и в некоторых других литературных произведениях они недостаточно ярки и выразительны. Более известны пушкинские сказочные царицы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царица-мачеха обобщает образы злых мачех из русских народных сказок: | + | В русских народных сказках царица, как правило, либо вообще отсутствует, либо не является главным действующим лицом и не имеет имени собственного. |
| + | |
| + | Исторические образы русских цариц и императриц созданы в ряде произведений классической литературы XIX в.: Екатерина II – в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Анна Иоанновна – в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом» и др. |
| + | |
| + | Более известны пушкинские сказочные царицы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царица-мачеха – обобщенный образ злых мачех из русских народных сказок: |
| | | |
| <poem> | | <poem> |
Строка 20: |
Строка 30: |
| </poem> | | </poem> |
| | | |
− | В конце сказки она умирает от того, что её «тоска взяла» при виде падчерицы, которая была красивее её и которую ей не удалось погубить. В сказке «Золотой петушок» Шамаханская царица погубила царя Дадона и | + | В конце сказки она умирает от того, что её «тоска взяла» при виде падчерицы, которая была красивее её и которую ей не удалось погубить. |
| + | |
| + | В сказке «Золотой петушок» Шамаханская царица погубила царя Дадона и |
| | | |
| <poem> | | <poem> |
Строка 29: |
Строка 41: |
| Есть в пушкинских сказках и положительные образы цариц, однако они второстепенны. | | Есть в пушкинских сказках и положительные образы цариц, однако они второстепенны. |
| | | |
− | В русских народных сказках царица, как правило, либо вообще отсутствует, либо не является главным действующим лицом и не имеет имени собственного. | + | В ХХ – начале XXI в. к образам русских цариц обращались писатели и драматурги (роман В.С. Пикуля «Слово и дело», пьеса Л. Зорина «Царская охота»), кинорежиссёры («сериал «Великая» И. Зайцева и С. Гинзбурга), композиторы (мюзикл М.Дунаевского «Каприз императрицы», песня И. Николаева «Императрица»). |
| + | |
| + | Портреты русских цариц допетровского времени сохранились в собраниях художественных музеев, но широко не известны. Среди живописных и скульптурных портретов русских императриц наиболее известны портреты Елизаветы Петровны А.П. Антропова и Е.Е. Лансере, Екатерины II В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого, памятник Екатерине II работы М.О. Микешина, памятник Марии Фёдоровне В.А. Беклемишева. |
| | | |
− | Среди живописных и скульптурных портретов русских императриц наиболее известны портреты Елизаветы Петровны А.П. Антропова и Е.Е. Лансере, Екатерины II В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого, памятник Екатерине II работы М.О. Микешина.
| + | В XXI в. возрос интерес к жизни и деятельности русских императриц: установлены памятники Марии Александровне в Московской области (скульптор Л. Семикопенко) и в Крыму (скульпторы А. Комов, Д. Стритович) и др. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
− | Цариц (императриц) также называли ''государынями'' – словом, близким по смыслу к существительному ''госпожа'', означающему ''правительница, обладающая высшей властью, повелительница''. Существовало выражение (и обращение) ''государыня-матушка'', параллельное выражению ''государь-батюшка'' (см. [[Царь|царь]]). До ХVIII в. к царице обращались на ''«ты»''. Позднее в качестве обращения к императрице стали употребляться слова ''Ваше императорское Величество''.
| + | Титул ''царица'' употреблялся в России с 1547 по 1721 г., а по отношению к императрицам – до 1917 г. После того, как Россия стала империей, слова ''царь'' и ''царица'' перестали употребляться в официальном именовании монархов, но продолжают жить в обиходной речи и сейчас. |
| + | |
| + | Царицу (императрицу) также называли ''государыня'', то есть «правительница, обладающая высшей властью, повелительница». Существовало выражение (и обращение) ''государыня-матушка'', параллельное выражению ''государь-батюшка'' (см. царь). |
| | | |
− | От имен русских императриц, чье царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: ''елизаветинская эпоха'' (время правления Елизаветы Петровны, 1741-1761 гг.), ''екатерининская эпоха'' (время правления Екатерины II, 1762-1796 гг.).
| + | До ХVIII в. к царице обращались на «ты». Позднее в качестве обращения к императрице стали употребляться слова ''Ваше императорское Величество''. |
| | | |
− | Имя супруги Николая I императрицы Александры Федоровны носит Александринский театр Петербурга (см. [[Александринка (театр)|«Александринка»]]), имя супруги Александра II императрицы Марии Александровны носит Мариинский театр Петербурга (см. [[Мариинка (театр)|«Мариинка»]]).
| + | От имён русских императриц, чье царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: ''елизаветинская эпоха'' (время правления Елизаветы Петровны, 1741-1761 гг.), ''екатерининская эпоха'' (время правления Екатерины II, 1762-1796 гг.). |
| | | |
− | Слово ''царица'' имеет переносное значение. ''Царицей (чего-либо)'' называют ту, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении. Например, ''царицей бала'' могут назвать самую красивую на бале даму; ''царицей цветов'' – розу; ''царицей полей'' в публицистике 1960-х гг. называли кукурузу (сегодня это выражение носит явно ироничный характер). ''Царица Небесная'' – одно из названий Богородицы. | + | Имя супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны носит Александринский театр Петербурга (см. [[Александринка (театр)|«Александринка»]]), имя супруги Александра II императрицы Марии Александровны носит Мариинский театр Петербурга (см. [[Мариинка (театр)|«Мариинка»]]). |
| + | |
| + | Слово ''царица'' имеет переносное значение. ''Царицей'' (чего-либо) называют ту, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении. Например, ''царицей бала'' могут назвать самую красивую на бале даму; ''царицей цветов'' – розу; ''царицей полей'' в публицистике 1960-х гг. называли кукурузу (сегодня это выражение носит явно ироничный характер). ''Царица Небесная'' – одно из названий Богородицы. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
Строка 56: |
Строка 74: |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
− | # [[Медиатека: Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге|Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге]]<br /> | + | # [[Медиатека: Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге|Памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге]]<br /> |
| # [[Медиатека:Памятник Марии Фёдоровне. Беклемишев В.А.|Памятник императрице Марии Федоровне в Павловском парке]]<br /> | | # [[Медиатека:Памятник Марии Фёдоровне. Беклемишев В.А.|Памятник императрице Марии Федоровне в Павловском парке]]<br /> |
| # [[Медиатека:Памятник российской императрице Елизавете Петровне|Памятник императрице Елизавете Петровне в Ростове-на-Дону]]<br /> | | # [[Медиатека:Памятник российской императрице Елизавете Петровне|Памятник императрице Елизавете Петровне в Ростове-на-Дону]]<br /> |
| # [[Медиатека:Памятник Марии Александровне в Подмосковье|Памятник императрице Марии Александровне в Подмосковье]]<br /> | | # [[Медиатека:Памятник Марии Александровне в Подмосковье|Памятник императрице Марии Александровне в Подмосковье]]<br /> |
| # [[Медиатека:Памятник Марии Александровне в Крыму|Памятник императрице Марии Александровне в Крыму]]<br /> | | # [[Медиатека:Памятник Марии Александровне в Крыму|Памятник императрице Марии Александровне в Крыму]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Александра Фёдоровна - сестра милосердия|Императрица Александра Фёдоровна – сестра милосердия]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Мультфильм «Сказка о мёртвоё царевне и семи богатырях» (отрывок2)|Мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм «Михайло Ломоносов» (фрагмент)|Михайло Ломоносов. Фильм А.А. Прошкина (фрагмент)]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Социальные слои]] | | [[Категория:Социальные слои]] |