рабóчий
Человек, занятый физическим трудом в сфере материального производства.
Энциклопедическая справка
Слово рабочий в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли работными людьми.
Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. крестьянство), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на заработки. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то есть трудящиеся на предприятиях, явились на исторической сцене лишь после отмены крепостного права (см. крепостной) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъёмов, когда в городе не хватало рабочей силы (экономический термин, синоним слова рабочие). Таким образом, между рабочими и крестьянами в России поддерживался постоянный и двусторонний контракт. Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры. Даже и по состоянию большинство рабочих были записаны как крестьяне. Государством рабочих и крестьян называли СССР. Союз рабочего класса и крестьянства символизировал советский герб, в центре которого были изображены серп и молот. Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): например, при получении путёвок в дома отдыха или санатории, при получении квартиры, при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др.
В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. КПСС); в 1905 г. появились советы (см. совет) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. большевик) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг. Слой рабочих фабрично-заводской промышленности к этому времени составлял (с семьями) 7,2 миллиона человек, из них взрослых мужчин – 1,8 млн. человек. После Октябрьской революции 1917 г., особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счёт оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда.
В культуре
В изобразительном искусстве рабочий впервые появился на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.) После Октябрьской революции 1917 г. изображение рабочих (и крестьян) стало обязательным для художников, лояльно относящихся к советской власти. Начиная с 1920-х гг. в советском изобразительном искусстве начала развиваться так называемая производственная тема; главным героем портретной живописи и сюжетных полотен стал сталевар, строитель, шофёр, рабочий – учащийся рабфака (рабочего факультета) и т.д. Самым известным групповым портретом рабочих середины XX в. стала картина В.Е. Попкова «Строители Братска». На агитационных плакатах советских лет мужчина-рабочий обычно изображался рядом с женщиной-крестьянкой и представителем интеллигенции – учителем, врачом, учёным. Апофеозом союза рабочего класса и крестьянства в изобразительном искусстве стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 г. для Всемирной выставки в Париже. Увеличенная копия скульптуры была установлена у входа на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ныне Всероссийский выставочный центр – ВВЦ).
В русской литературе дореволюционного периода образы рабочих представлены в известном романе Максима Горького «Мать» (1906 г.). Его герой Павел Власов в годы советской власти считался идеалом молодого рабочего-революционера. В советское время производственная тема пришла в кино и на сцену театра. Самые известные фильмы о рабочих – трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Л.З. Трауберга и Г.М. Козинцева; «Большая семья» И.Е. Хейфица; «Высота» А.Г. Зархи; «Девчата» Ю.С. Чулюкина; «Москва слезам не верит» В.В. Меньшова. Образы рабочих-интеллигентов, носителей нравственного начала, созданы в кино Иваном Лапиковым, Николаем Чирковым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым. С большим успехом в 1970-х гг. шли спектакли по пьесам «Заседание парткома» А.И. Гельмана и «Сталевары» Г.К. Бокарева.
В языке и речи
В советской публицистике эксплуатировались выражения рабочая закалка, рабочий характер, рабочая династия, рабочая гордость и пр. В русском языке синонимом слова рабочие является словосочетание рабочие руки.
Медиатека
Репродукции
- Н.А. Ярошенко. «Кочегар»
- В.Е. Попков. «Строители Братска»
- Агитационные плакаты советских лет
Фотографии
- Скульптура «Рабочий и колхозница»
- Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Рабочий и колхозница
|
|
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 6: |
Строка 6: |
| Слово ''рабочий'' в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли ''работными людьми''. | | Слово ''рабочий'' в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли ''работными людьми''. |
| | | |
− | Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на ''заработки''. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то естьтрудящиеся на предприятиях, явились на исторической сцене лишь после отмены крепостного права (см. [[Крепостной|крепостной]]) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в [[Деревня|деревню]] на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъемов, когда в городе не хватало ''рабочей силы'' (экономический термин, синоним слова рабочие). Таким образом, между рабочими и крестьянами в России поддерживался постоянный и двусторонний контракт. Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры. Даже и по состоянию большинство рабочих были записаны как крестьяне. ''Государством рабочих и крестьян'' называли СССР. Союз рабочего класса и крестьянства символизировал советский герб, в центре которого были изображены серп и молот. Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): например, при получении путевок в дома отдыха или санатории, при получении [[Квартира|квартиры]], при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др. | + | Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. [[крестьянство]]), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на ''заработки''. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то есть трудящиеся на предприятиях, явились на исторической сцене лишь после отмены крепостного права (см. [[Крепостной|крепостной]]) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в [[Деревня|деревню]] на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъёмов, когда в городе не хватало ''рабочей силы'' (экономический термин, синоним слова рабочие). Таким образом, между рабочими и крестьянами в России поддерживался постоянный и двусторонний контракт. Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры. Даже и по состоянию большинство рабочих были записаны как крестьяне. ''Государством рабочих и крестьян'' называли СССР. Союз рабочего класса и крестьянства символизировал советский герб, в центре которого были изображены серп и молот. Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): например, при получении путёвок в дома отдыха или санатории, при получении [[Квартира|квартиры]], при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др. |
| | | |
− | В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. [[КПСС]]); в 1905 г. появились советы (см. [[Совет|совет]]) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. [[Большевик|большевик]]) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг. Слой рабочих фабрично-заводской промышленности к этому времени составлял (с семьями) 7,2 миллиона человек, из них взрослых мужчин – 1,8 млн. человек. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счет оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда. | + | В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. [[КПСС]]); в 1905 г. появились советы (см. [[Совет|совет]]) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. [[Большевик|большевик]]) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг. Слой рабочих фабрично-заводской промышленности к этому времени составлял (с семьями) 7,2 миллиона человек, из них взрослых мужчин – 1,8 млн. человек. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счёт оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| + | В изобразительном искусстве рабочий впервые появился на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.) После Октябрьской революции 1917 г. изображение рабочих (и крестьян) стало обязательным для художников, лояльно относящихся к [[Советская власть|советской власти]]. Начиная с 1920-х гг. в советском изобразительном искусстве начала развиваться так называемая ''производственная тема''; главным героем портретной живописи и сюжетных полотен стал сталевар, строитель, шофёр, рабочий – учащийся рабфака (рабочего факультета) и т.д. Самым известным групповым портретом рабочих середины XX в. стала картина В.Е. Попкова «Строители Братска». На агитационных плакатах советских лет мужчина-рабочий обычно изображался рядом с женщиной-крестьянкой и представителем [[Интеллигенция|интеллигенции]] – учителем, врачом, учёным. Апофеозом союза рабочего класса и крестьянства в изобразительном искусстве стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 г. для Всемирной выставки в Париже. Увеличенная копия скульптуры была установлена у входа на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ныне Всероссийский выставочный центр – ВВЦ). |
| + | |
| + | В русской литературе дореволюционного периода образы рабочих представлены в известном романе [[Максим Горький/C1-C2|Максима Горького]] [[Мать (роман)/C1-C2|«Мать»]] (1906 г.). Его герой Павел Власов в годы советской власти считался идеалом молодого рабочего-революционера. В советское время производственная тема пришла в кино и на сцену театра. Самые известные фильмы о рабочих – трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Л.З. Трауберга и Г.М. Козинцева; «Большая семья» И.Е. Хейфица; «Высота» А.Г. Зархи; «Девчата» Ю.С. Чулюкина; [[Москва слезам не верит (фильм)/C1-C2|«Москва слезам не верит»]] В.В. Меньшова. Образы рабочих-интеллигентов, носителей нравственного начала, созданы в кино Иваном Лапиковым, Николаем Чирковым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым. С большим успехом в 1970-х гг. шли спектакли по пьесам «Заседание парткома» А.И. Гельмана и «Сталевары» Г.К. Бокарева. |
| + | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| + | В советской публицистике эксплуатировались выражения ''рабочая закалка'', ''рабочий характер'', ''рабочая династия'', ''рабочая гордость'' и пр. В русском языке синонимом слова ''рабочие'' является словосочетание ''рабочие руки''. |
| + | |
| + | = Медиатека = |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Ярошенко Н.А. Кочегар|Н.А. Ярошенко. «Кочегар»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Попков В.Е. Строители Братска|В.Е. Попков. «Строители Братска»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Плакаты советских лет|Агитационные плакаты советских лет]]<br /> |
| | | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека:Скульптура Рабочий и колхозница. фото|Скульптура «Рабочий и колхозница»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата»|Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»]]<br /> |
| | | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/RabKolh_pf_1 Рабочий и колхозница]<br /> |
| | | |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Социальные слои]] | | [[Категория:Социальные слои]] |