«Гóре от умá»
Комедия в стихах А.С. Грибоедова.
Энциклопедическая справка
Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., а впервые полностью опубликована в 1862 г., уже после смерти автора.
Действие комедии происходит в Москве в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова − богатого дворянина, который находится на государственной службе. Фамусов − вдовец, у него есть взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова − Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. чин). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они − родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название фамусовская Москва.
В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты − столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным «сметь своë суждение иметь»; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси «французского с нижегородским» (от названия русского города Нижний Новгород). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство, и лучший для этого способ − «собрать все книги бы да сжечь». Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его объявляют сумасшедшим. Герой опять уезжает из Москвы «искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок».
В культуре
Комедия «Горе от ума» − классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал А.С. Пушкин: «О стихах не говорю. Половина войдет в пословицы».
«Горе от ума» входит в школьную (см. школа) программу по русской литературе.
Пьеса не сходит с театральной сцены со времени её написания. Несмотря на то, что публикация пьесы была запрещена цензурой, она уже в 1831 г. была поставлена на сцене Александринского театра. Особое место «Горе от ума» занимает в репертуаре Малого театра, являясь школой для молодых актёров.
В языке и речи
Комедия «Горе от ума» написана в стихах, в ней звучит живая и очень колоритная разговорная речь, у каждого персонажа особенная. Как предсказывал Пушкин, многие реплики персонажей пьесы стали крылатыми словами: Что нового покажет нам Москва?; Счастливые часов не наблюдают; Герой не моего романа; Свежо предание, а верится с трудом; А судьи кто?; Служить бы рад − прислуживаться тошно; И дым отечества нам сладок и приятен. Само название «Горе от ума» употребляется как пословица.
Медиатека
Тексты
- А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 2. Явление 5 (отрывок)
- А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 2. Явление 1 (отрывок)
- А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 4. Явление 14 (отрывок)
- И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (отрывок)
Репродукции
- М.С. Башилов. Чацкий и Горич. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- М.С. Башилов. Фамусов и Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- М.С. Башилов. Фамусов и Чацкий. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- П.П. Соколов. Софья и Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Д.Н. Кардовский. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Д.Н. Кардовский. «Карету мне, карету!». Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Н.В. Кузьмин. Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Н.В. Кузьмин. Фамусов. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Н.В. Кузьмин. Софья. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Н.В. Кузьмин. Чацкий. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
- Н.В. Кузьмин. Скалозуб. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
Фотографии
- Музейный автограф комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Чацкий в исполнении В.И. Качалова
- Чацкий в исполнении А.А. Миронова
- Чацкий и Фамусов в исполнении В.М. Соломина и М.И. Царева
- Чацкий в исполнении О.Е. Меньшикова
Видеосюжеты
- Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Чацкий)
- Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Молчалин)
- Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Скалозуб)
Интерактивные задания
Афористика
- По словам героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (В2)
|
|
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=«Гóре от умá»|image=Gore ot s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=«Гóре от умá»|image=Gore ot s.jpg}} |
| | | |
− | Комедия в стихах '''А. С. Грибоедова'''. | + | Комедия в стихах А.С. Грибоедова. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
Строка 7: |
Строка 7: |
| Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., а впервые полностью опубликована в 1862 г., уже после смерти автора. | | Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., а впервые полностью опубликована в 1862 г., уже после смерти автора. |
| | | |
− | Действие комедии происходит в [[Москва|Москве]] в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова - богатого [[дворянин|дворянина]], который находится на государственной службе. Фамусов - вдовец, у него есть взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова - Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. [[чин]]). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они - родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название ''фамусовская Москва''. | + | Действие комедии происходит в [[Москва|Москве]] в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова − богатого [[дворянин|дворянина]], который находится на государственной службе. Фамусов − вдовец, у него есть взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова − Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. [[чин]]). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они − родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название ''фамусовская Москва''. |
| | | |
| В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий. | | В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий. |
| | | |
− | На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты - столкновение ''«века нынешнего»'' с ''«веком минувшим»''. | + | На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты − столкновение ''«века нынешнего»'' с ''«веком минувшим»''. |
| | | |
− | Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным ''«сметь своë суждение иметь»''; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси ''«французского с нижегородским»'' (от названия русского города [[Нижний Новгород]]). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство, и лучший для этого способ - ''«собрать все книги бы да сжечь»''. Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его объявляют сумасшедшим. Герой опять уезжает из Москвы ''«искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок»''. | + | Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным ''«сметь своë суждение иметь»''; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси ''«французского с нижегородским»'' (от названия русского города [[Нижний Новгород]]). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство, и лучший для этого способ − ''«собрать все книги бы да сжечь»''. Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его объявляют сумасшедшим. Герой опять уезжает из Москвы ''«искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок»''. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Комедия «Горе от ума» - классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал [[Пушкин А.С.|А. С. Пушкин]]: «О стихах не говорю. Половина войдет в пословицы». | + | Комедия «Горе от ума» − классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкин]]: «О стихах не говорю. Половина войдет в пословицы». |
| | | |
| «Горе от ума» входит в школьную (см. [[школа]]) программу по русской литературе. | | «Горе от ума» входит в школьную (см. [[школа]]) программу по русской литературе. |
Строка 56: |
Строка 56: |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Чацком|Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Чацкий)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Чацком|Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Чацкий)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Молчалине|Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Молчалин)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Молчалине|Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Молчалин)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Скалозубе|Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Скалозуб)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Грибоедов А.С. "Горе от ума". Сюжет о Скалозубе|Экранизация спектакля Малого театра «Горе от ума» (Скалозуб)]]<br /> |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |
Строка 66: |
Строка 66: |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |
| + | [[Category:Театр и кино]] |