Текущая версия на 14:34, 17 января 2019
Ту́полев Андре́й Никола́евич
Советский авиаконструктор, академик Академии наук СССР, генерал-полковник-инженер.
Энциклопедическая справка
Андрей Николаевич Туполев родился в 1888 г. в селе Пустомазово Тверской губернии. Его отец был владельцем хутора, занимался сельским хозяйством. Начальное образование Туполев получил дома, в 1908 г. окончил Тверскую гимназию, в 1918 г. – Московское высшее техническое училище. В том же году вместе с Н.Е. Жуковским основал ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). В 1922 г. создал и возглавил опытное конструкторское бюро, деятельность которого была связана с проектированием самолетов, торпедных катеров и аэросаней. В 1937 г. был арестован (см. ГУЛАГ) по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партии». В феврале 1939 г. из тюрьмы переведён в подмосковный посёлок Болшево, где размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР» (так называемая шарашка). Там вместе с С.П. Королевым, В.М. Петляковым и другими выдающимися инженерами-авиаконструкторами работал над созданием самолётов, прекрасно показавших себя в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 г. был освобождён и возвращён на работу в Москву (полностью реабилитирован только в 1955 г.).
Всего под руководством Туполева создано более 100 видов военных и гражданских самолётов, называемых АНТ (Андрей Николаевич Туполев) и Ту (Туполев), в том числе: АНТ-25 (первый советский самолёт для дальних перелётов), Ту-104 (первый реактивный пассажирский лайнер), Ту-114 (первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт), Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский самолёт) и Ту-154 (среднемагистральный пассажирский самолёт), которые активно эксплуатировались вплоть до недавнего времени. На самолётах Туполева было совершено 28 уникальных перелётов, в том числе через Северный полюс из Советского Союза в США (1937 г.).
Туполев – трижды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской (см. И.В. Сталин) премии, лауреат Ленинской (см. В.И. Ленин) и Государственной премий, награждён многими орденами.
А.Н. Туполев умер в 1972 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Медиатека
Фотографии
- А.Н. Туполев
- Самолет Ту-134
|
|
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Ту́полев Андре́й Никола́евич|image=Tupolev s.jpg}} | | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Ту́полев Андре́й Никола́евич|image=Tupolev s.jpg}} |
| | | |
− | Статья в работе
| + | Советский авиаконструктор, академик Академии наук СССР, генерал-полковник-инженер. |
| + | |
| + | = Энциклопедическая справка = |
| + | Андрей Николаевич Туполев родился в 1888 г. в [[село |селе]] Пустомазово Тверской губернии. Его отец был владельцем хутора, занимался сельским хозяйством. Начальное образование Туполев получил дома, в 1908 г. окончил Тверскую [[Гимназия|гимназию]], в 1918 г. – Московское высшее техническое училище. В том же году вместе с Н.Е. Жуковским основал ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). В 1922 г. создал и возглавил опытное конструкторское бюро, деятельность которого была связана с проектированием самолетов, торпедных катеров и аэросаней. В 1937 г. был арестован (см. [[ГУЛАГ]]) по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партии». В феврале 1939 г. из тюрьмы переведён в подмосковный посёлок Болшево, где размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР» (так называемая ''шарашка''). Там вместе с С.П. Королевым, В.М. Петляковым и другими выдающимися инженерами-авиаконструкторами работал над созданием самолётов, прекрасно показавших себя в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 г. был освобождён и возвращён на работу в Москву (полностью реабилитирован только в 1955 г.). |
| + | |
| + | Всего под руководством Туполева создано более 100 видов военных и гражданских самолётов, называемых АНТ (Андрей Николаевич Туполев) и Ту (Туполев), в том числе: АНТ-25 (первый советский самолёт для дальних перелётов), Ту-104 (первый реактивный пассажирский лайнер), Ту-114 (первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт), Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский самолёт) и Ту-154 (среднемагистральный пассажирский самолёт), которые активно эксплуатировались вплоть до недавнего времени. На самолётах Туполева было совершено 28 уникальных перелётов, в том числе через Северный полюс из Советского Союза в США (1937 г.). |
| + | |
| + | Туполев – трижды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской (см. [[Сталин И.В.|И.В. Сталин]]) премии, лауреат Ленинской (см. [[Ленин В.И.|В.И. Ленин]]) и Государственной премий, награждён многими орденами. |
| + | |
| + | А.Н. Туполев умер в 1972 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |