Че́хов Анто́н Па́влович
Великий русский писатель, драматург.
Энциклопедическая справка
Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в купеческой семье. С детства увлекался театром. В 1879 г. после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой.
В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась до конца дней.
Первые произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских жителей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах под псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).
С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. Чехов написал около 350 рассказов. В центре внимания писателя по-прежнему был обычный человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. В 1887 г. за сборник «В сумерках» Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию.
В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.
В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов», несколько водевилей: «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей».
Большим событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин. Результатом путешествия стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».
1890-е и 1900-е гг. – время расцвета таланта писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».
В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен.
В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук.
Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, строил школы (см. школа) для детей.
Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: собирал книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I.
Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер от туберкулёза в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В культуре
До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его произведения включены в школьную программу по литературе.
Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами.
На сюжеты рассказа «Анна на шее» композитором В.А. Гаврилиным написан балет «Анюта», на сюжет рассказа «Дама с собачкой» и пьесы «Чайка» написаны балеты Р.К. Щедриным.
В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.
В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн.
Чехов признан отцом драматургии XX в.
В языке и речи
Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений. Наиболее известные из них: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; на деревню дедушке (говорят в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); Волга впадает в Каспийское море (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно). Часто цитируются слова Чехова, что краткость – сестра таланта.
Стали фразеологизмами выражения: лошадиная фамилия (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – так персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); человек в футляре – тот, кто боится всего нового, любых перемен.
В русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного (см. интеллигенция) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.
Медиатека
Тексты
- Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину
Фотографии
- А.П. Чехов. Фотография 1889 года
- А.П. Чехов. Фотография 1900 года
|
|
| Строка 1: |
Строка 1: |
| | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Че́хов Анто́н Па́влович|image=Chehov s.jpg}} | | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Че́хов Анто́н Па́влович|image=Chehov s.jpg}} |
| | | | |
| − | Писатель, драматург, театральный деятель.
| + | Великий русский писатель, драматург. |
| | | | |
| | = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| − | Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания [[Гимназия|гимназии]] поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой. | + | Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в купеческой семье. С детства увлекался театром. В 1879 г. после окончания [[Гимназия|гимназии]] поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой. |
| | | | |
| − | В 1884 г. Чехов окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником [[Левитан И.И.|И.И. Левитаном]], их дружба продолжалась до конца дней. | + | В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником [[Левитан И.И.|И.И. Левитаном]], их дружба продолжалась до конца дней. |
| | | | |
| − | Крупным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров [[Сахалин]], её итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».
| + | Первые произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских жителей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах под псевдонимами ''Человек без селезёнки'', ''Брат моего брата'', ''Антоша Чехонте''. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.). |
| | | | |
| − | Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. [[школа |школа]]).
| + | С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. Чехов написал около 350 рассказов. В центре внимания писателя по-прежнему был обычный человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. В 1887 г. за сборник «В сумерках» Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию. |
| | | | |
| − | Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. В 1895 г. вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы [[Чайка (пьеса)|«Чайка»]] в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897-1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце. | + | В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей. |
| | + | |
| | + | В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов», несколько водевилей: «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей». |
| | + | |
| | + | Большим событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин. Результатом путешествия стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин». |
| | + | |
| | + | 1890-е и 1900-е гг. – время расцвета таланта писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики». |
| | + | В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. [[МХАТ]]) [[Станиславский К.С.|К.С. Станиславским]] и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. |
| | | | |
| | В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук. | | В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук. |
| | | | |
| − | Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
| + | Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, строил школы (см. [[школа]]) для детей. |
| | | | |
| − | = В культуре =
| + | Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: собирал книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. |
| − | Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами ''Человек без селезёнки'', ''Брат моего брата'', ''Антоша Чехонте''. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).
| |
| | | | |
| − | С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. он создал около 350 произведений, определяя их жанр как этюды. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.
| + | Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер от туберкулёза в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
| | | | |
| − | В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).
| |
| | | | |
| − | В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей. | + | = В культуре = |
| | + | До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его произведения включены в школьную программу по литературе. |
| | | | |
| − | В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.
| + | Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами. |
| | | | |
| − | 1890-е и 1900-е гг. – время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».
| + | На сюжеты рассказа «Анна на шее» композитором В.А. Гаврилиным написан балет «Анюта», на сюжет рассказа «Дама с собачкой» и пьесы «Чайка» написаны балеты Р.К. Щедриным. |
| | | | |
| − | До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в.
| |
| | В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя. | | В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя. |
| | | | |
| − | Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами.
| + | В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. |
| | + | |
| | + | Чехов признан отцом драматургии XX в. |
| | | | |
| | = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| − | Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''. | + | Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений. Наиболее известные из них: ''В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли;'' ''на деревню дедушке'' (говорят в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно). Часто цитируются слова Чехова, что ''краткость – сестра таланта''. |
| | | | |
| − | Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья). | + | Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – так персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''человек в футляре'' – тот, кто боится всего нового, любых перемен. |
| − | | |
| − | Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: ''унтер Пришибеев'' (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); ''человек в футляре'' – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.
| |
| | | | |
| | В русском языке существует выражение ''чеховский интеллигент''. Так могут назвать интеллигентного (см. [[Интеллигенция|интеллигенция]]) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов. | | В русском языке существует выражение ''чеховский интеллигент''. Так могут назвать интеллигентного (см. [[Интеллигенция|интеллигенция]]) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов. |
| − |
| |
| | | | |
| | = Медиатека = | | = Медиатека = |