икóна
В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого eicon – «изображение, образ»); предмет поклонения.
Энциклопедическая справка
Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. Богородица), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.
Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение иконоборчество, представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. собор) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней.
На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон иконописцы (см. иконопись) берут из Библии и из апокрифов (от греческого – тайный) – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя канону – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала.
На Руси были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ликами.
В России икону часто закрывали окладом – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в иконостасе и на стенах в определенном порядке.
В культуре
Икона – «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам, обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г.
Древние иконы, которым молились несколько поколений, называют намоленными и приписывают им сакральную силу. Иконы, которые, по мнению верующих, способны активно помогать человеку, считаются чудотворными, например, иконы Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская.
В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется божницей и находится в красном углу – правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают лампаду (светильник). Иконы, написанные для дома, называются домовыми.
У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято благословлять иконой – держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. свадьба), будущих солдат перед уходом в армию; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие.
В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время Отечественной войны 1812 г. крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. Бородино); во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого Ленинграда.
Среди церковных праздников существуют и праздники наиболее почитаемых и чудотворных икон. Например, праздник иконы Божией Матери «Казанской» отмечается три раза в году: 21 июля, 24 сентября и 4 ноября.
Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
До начала ХХ в. в России воспринимали икону только как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После Октябрьской революции 1917 г., когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в Третьяковскую галерею и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды.
После перестройки в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон.
Сегодня икону можно купить и в церковной лавке – специальном магазине при храме, и в православном интернет-магазине.
В языке и речи
Икону называют образом (множественное число – образá).
В русском языке существуют выражения делать икону из кого-либо; молиться, как на икону на кого-либо, то есть относиться к человеку, как к святому, некритично, не замечая недостатков.
В массовой культуре существует понятие икона стиля – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему ярко выраженному индивидуальному стилю (прежде всего в одежде и прическе) стал эталоном стиля для современников и потомков.
В сфере компьютерных технологий широко используется слово иконка (по аналогии с английским словом icon), так называют небольшую картинку, представляющую файл, приложение, окно, которые можно открыть щелчком мыши.
Медиатека
Тексты
- А.Н. Майков. Стихотворение «Дорог мне, перед иконой…»
- Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Андрей Рублев»
Репродукции
- Андрей Рублёв. Троица. Икона
- Андрей Рублёв. Благовещение. Икона
- Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона
- Дионисий. Успение Богоматери. Икона
- Иван Максимов. Благовещение. Икона
- Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона
- Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская. Икона
- Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона
- Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона
- Богоматерь Владимирская. Икона
- Богоматерь Казанская. Икона
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона
- Господь Вседержитель. Икона
- Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
- Покров Пресвятой Богородицы. Икона
- Рождество Пресвятой Богородицы. Икона
- Седьмой Вселенский Собор. Минея - Июль. Икона
- Успение Пресвятой Богородицы. Икона
- Чудо Георгия о змие с житием в 16 клейма. Икона
- А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»
- В.М. Максимов «Красный угол в избе»
- И.С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме»
Фотографии
- Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры
- Третьяковская галерея. Зал Древнерусского искусства
- Современный иконописец за работой
- Церковная лавка при храме
- Жених и невеста с иконами во время венчания в церкви
- Красный угол в современной квартире
- Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Божией матери
Видеосюжеты
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Известные иконы и их авторы
- Иконостас православного храма
- Как создаются иконы
- Иконы-защитницы России
|
|
(не показано 59 промежуточных версий 3 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=икóна|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=икóна|image=Icona s.jpg}} |
| | | |
− | В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого ''eicon'' — ‘изображение, образ’); предмет поклонения. | + | В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого ''eicon'' – «изображение, образ»); предмет поклонения. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Почитание икон распространено в православных и католических странах. Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самые древние иконы относятся к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.
| + | Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. [[Богородица]]), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему. |
| | | |
− | Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди ''«не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»''. Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение ''иконоборчество'', представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Церковные соборы (см. [[собор]]) 754 и 842 гг. провозгласили почитание икон и поклонение им не как Богу, а так же не как главному символу христианства — [[крест]]у, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются ипостаси изображенного на ней, и осудили иконоборцев. | + | Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди ''«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»''. Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение ''иконоборчество'', представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. [[Собор (собрание)|собор]]) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней. |
| | | |
− | На иконах изображают Иисуса Христа, [[Богородица|Богородицу]], апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов [[церковь|церкви]]. Сюжеты и образы икон ''иконописцы'' (см. [[иконопись]]) берут из Библии и из ''апокрифов'' (от греческого — ‘тайный’) — книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя ''канону'' — специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. Древней иконе X—XVII вв. (и современной православной) свойственна условность изображения и '''обратная перспектива''' — особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на изображениях с прямой перспективой; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий — человеческое и небесное начала. | + | На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон ''иконописцы'' (см. [[иконопись]]) берут из Библии и из ''апокрифов'' (от греческого – ''тайный'') – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя ''канону'' – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала. |
| | | |
− | В России икону часто закрывали '''окладом''' — металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в [[иконостас]]е и на стенах в определенном порядке.
| + | На [[Русь|Руси]] были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ''ликами''. |
| | | |
− | Икона — «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. На [[Русь|Руси]] были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», ''клеймах'', — эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ''ликами''.
| + | В России икону часто закрывали окладом – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в [[иконостас]]е и на стенах в определенном порядке. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Традиции поклонения иконам сохранились в России со времени принятия христианства в '''988 г.''' В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. К древности восходит и обычай креститься на икону и молиться перед ней. В комнате иконы ставят на специальную полку, которая называется '''божницей''' и находится в '''красном углу''' — правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают '''лампаду''' (светильник). Иконы, написанные для дома, называются ''домовыми''.
| + | Икона – «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам, обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г. |
| | | |
− | Долгое время в России, особенно в [[деревня|деревне]], каждый входящий в дом человек должен был перекреститься на икону. Мужчина при этом должен был снять головной убор. У верующих принято ''благословлять иконой'' — держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), солдата, которому предстоит идти в [[армия|армию]], или человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
| + | Древние иконы, которым молились несколько поколений, называют намоленными и приписывают им сакральную силу. Иконы, которые, по мнению верующих, способны активно помогать человеку, считаются чудотворными, например, иконы Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская. |
| | | |
− | До начала ХХ в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения, а не как произведение искусства. В конце XIX — начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные ('''Богоматерь Владимирская''' и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего — в '''Третьяковскую галерею''' и '''Русский музей'''. В 1960-е гг. старинные иконы становятся средством наживы и предметом контрабанды.
| + | В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется ''божницей'' и находится в ''красном углу'' – правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают ''лампаду'' (светильник). Иконы, написанные для дома, называются ''домовыми''. |
| | | |
− | После [[перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции '''Русской Православной Церкви''', между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. В 80 — 90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги отцов церкви и иконы. | + | У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято ''благословлять иконой'' – держа ее в руках, крестить человека православным [[Крест|крестом]]. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), будущих солдат перед уходом в [[Армия|армию]]; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. |
| + | |
| + | В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. [[Бородино (Бородинское сражение)|Бородино]]); во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого [[Ленинград|Ленинграда]]. |
| + | |
| + | Среди церковных праздников существуют и праздники наиболее почитаемых и чудотворных икон. Например, праздник иконы Божией Матери «Казанской» отмечается три раза в году: 21 июля, 24 сентября и 4 ноября. |
| + | |
| + | Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех. |
| + | |
| + | До начала ХХ в. в России воспринимали икону только как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда [[Церковь (организация)|церковь]] была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в [[Третьяковка (музей)|Третьяковскую галерею]] и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды. |
| + | |
| + | После [[Перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. |
| + | |
| + | Сегодня икону можно купить и в церковной лавке – специальном магазине при храме, и в православном интернет-магазине. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Икону называют ''образом'' (множественное число – ''образá''). Иконы, которые, по мнению верующих, «способны активно помогать» человеку, называются ''чудотворными''. В месяцослове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Такой считается, например, '''Богоматерь Владимирская'''. Древнюю икону, которой молились несколько поколений, называют ''намоленной'' и приписывают ей сакральную силу. | + | Икону называют ''образом'' (множественное число – ''образá''). |
| | | |
− | В современной речи [[русские]] употребляют выражения ''делать из кого-л. икону, молиться на кого-либо, как на икону'', что означает: относиться к человеку, как к святому, или некритично, не замечая недостатков. | + | В русском языке существуют выражения ''делать икону'' из кого-либо; молиться, как на икону на кого-либо, то есть относиться к человеку, как к святому, некритично, не замечая недостатков. |
| | | |
− | Массовая культура породила определение ''икона стиля'' – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему внешнему виду и хорошему вкусу стал примером для подражания для современников и потомков.
| + | В массовой культуре существует понятие ''икона стиля'' – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему ярко выраженному индивидуальному стилю (прежде всего в одежде и прическе) стал эталоном стиля для современников и потомков. |
| | | |
− | В сфере компьютерных технологий широко используется слово ''иконка'' (по аналогии с английским ''icon''), которое обозначает небольшую картинку или файл, который можно активизировать (открыть, запустить) щелчком мыши. | + | В сфере компьютерных технологий широко используется слово ''иконка'' (по аналогии с английским словом ''icon''), так называют небольшую картинку, представляющую файл, приложение, окно, которые можно открыть щелчком мыши. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
| + | |
| + | == Тексты == |
| + | # [[Медиатека:Майков А.Н. «Дорог мне, перед иконой…»|А.Н. Майков. Стихотворение «Дорог мне, перед иконой…»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Гумилёв Н.С. «Андрей Рублев»|Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Андрей Рублев»]]<br /> |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Рублёв А. «Троица». 1425-1427|Андрей Рублёв. Троица. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Андрей Рублёв. Благовещение. 1405 г.|Андрей Рублёв. Благовещение. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Дионисий. Икона «Богоматерь Одигитрия». 1482 г.|Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Дионисий. Успение Богоматери. Около 1500 г.|Дионисий. Успение Богоматери. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Максимов Иван. Икона «Благовещение». 1670 г.|Иван Максимов. Благовещение. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча|Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Симон Ушаков. Икона «Богоматерь Владимирская»|Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Симон Ушаков «Спас Нерукотворный». Икона|Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Феофан Грек (?). Икона «Богоматерь Донская». Конец XIV в.|Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Богоматерь Владимирская. Константинополь|Богоматерь Владимирская. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Богоматерь Казанская»|Богоматерь Казанская. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Введение во храм Пресвятой Богородицы. XV в.|Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Господь Вседержитель». Посеребренный оклад. Россия. Около1900 г.|Господь Вседержитель. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы». Середина XVI в|Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:«Покров Пресвятой Богородицы». Из Зверина монастыря|Покров Пресвятой Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Рождество Пресвятой Богородицы. XIV в.|Рождество Пресвятой Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Седьмой Вселенский Собор». Русь. Начало XVII в.|Седьмой Вселенский Собор. Минея - Июль. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Новгород. Около 1200 г.|Успение Пресвятой Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Чудо Георгия о змие с житием в 16 клеймах»|Чудо Георгия о змие с житием в 16 клейма. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»|А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:В.М. Максимов «Красный угол в избе». 1869 г.|В.М. Максимов «Красный угол в избе»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:И.С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 г|И.С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме»]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека:Иконостас домовой церкви|Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Третьяковская галерея. Зал Древнерусского искусства|Третьяковская галерея. Зал Древнерусского искусства]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Современный иконописец за работой. Фото|Современный иконописец за работой]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Церковная лавка при храме. Фото|Церковная лавка при храме]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Жених и невеста с иконами во время венчания|Жених и невеста с иконами во время венчания в церкви]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Красный угол в современной квартире|Красный угол в современной квартире]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Божией матери в Нижнем Новгороде|Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Божией матери]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 3)|Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери)]]<br /> |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| | | |
− | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 3)|Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (перед Бородинским сражением)]]<br />
| |
| == Прецедентные феномены == | | == Прецедентные феномены == |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/fer_mon_pan1 Ферапонтов монастырь]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icopis_pf_1 Известные иконы и их авторы]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icosta_pf_1c Иконостас православного храма]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icona_pf_2 Как создаются иконы]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/bogor_pf_2 Иконы-защитницы России]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Религия]] | | [[Категория:Религия]] |
| [[Категория:Изобразительное искусство]] | | [[Категория:Изобразительное искусство]] |