икóна
В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого eicon – «изображение, образ»); предмет поклонения.
Энциклопедическая справка
Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. Богородица), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.
Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение иконоборчество, представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. собор) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней.
На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон иконописцы (см. иконопись) берут из Библии и из апокрифов (от греческого – тайный) – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя канону – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала.
На Руси были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ликами.
В России икону часто закрывали окладом – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в иконостасе и на стенах в определенном порядке.
В культуре
Икона – «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам, обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г.
Древние иконы, которым молились несколько поколений, называют намоленными и приписывают им сакральную силу. Иконы, которые, по мнению верующих, способны активно помогать человеку, считаются чудотворными, например, иконы Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская.
В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется божницей и находится в красном углу – правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают лампаду (светильник). Иконы, написанные для дома, называются домовыми.
У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято благословлять иконой – держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. свадьба), будущих солдат перед уходом в армию; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие.
В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время Отечественной войны 1812 г. крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. Бородино); во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого Ленинграда.
Среди церковных праздников существуют и праздники наиболее почитаемых и чудотворных икон. Например, праздник иконы Божией Матери «Казанской» отмечается три раза в году: 21 июля, 24 сентября и 4 ноября.
Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
До начала ХХ в. в России воспринимали икону только как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После Октябрьской революции 1917 г., когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в Третьяковскую галерею и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды.
После перестройки в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон.
Сегодня икону можно купить и в церковной лавке – специальном магазине при храме, и в православном интернет-магазине.
В языке и речи
Икону называют образом (множественное число – образá).
В русском языке существуют выражения делать икону из кого-либо; молиться, как на икону на кого-либо, то есть относиться к человеку, как к святому, некритично, не замечая недостатков.
В массовой культуре существует понятие икона стиля – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему ярко выраженному индивидуальному стилю (прежде всего в одежде и прическе) стал эталоном стиля для современников и потомков.
В сфере компьютерных технологий широко используется слово иконка (по аналогии с английским словом icon), так называют небольшую картинку, представляющую файл, приложение, окно, которые можно открыть щелчком мыши.
Медиатека
Тексты
- А.Н. Майков. Стихотворение «Дорог мне, перед иконой…»
- Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Андрей Рублев»
Репродукции
- Андрей Рублёв. Троица. Икона
- Андрей Рублёв. Благовещение. Икона
- Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона
- Дионисий. Успение Богоматери. Икона
- Иван Максимов. Благовещение. Икона
- Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона
- Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская. Икона
- Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона
- Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона
- Богоматерь Владимирская. Икона
- Богоматерь Казанская. Икона
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона
- Господь Вседержитель. Икона
- Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
- Покров Пресвятой Богородицы. Икона
- Рождество Пресвятой Богородицы. Икона
- Седьмой Вселенский Собор. Минея - Июль. Икона
- Успение Пресвятой Богородицы. Икона
- Чудо Георгия о змие с житием в 16 клейма. Икона
- А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»
- В.М. Максимов «Красный угол в избе»
- И.С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме»
Фотографии
- Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры
- Третьяковская галерея. Зал Древнерусского искусства
- Современный иконописец за работой
- Церковная лавка при храме
- Жених и невеста с иконами во время венчания в церкви
- Красный угол в современной квартире
- Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Божией матери
Видеосюжеты
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Известные иконы и их авторы
- Иконостас православного храма
- Как создаются иконы
- Иконы-защитницы России
|
|
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 7: |
Строка 7: |
| Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. [[Богородица]]), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему. | | Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. [[Богородица]]), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему. |
| | | |
− | Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди ''«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»''. Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение ''иконоборчество'', представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. [[собор]]) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней. | + | Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди ''«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»''. Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение ''иконоборчество'', представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. [[Собор (собрание)|собор]]) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней. |
| | | |
− | На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон ''иконописцы'' (см. [[иконопись]]) берут из Библии и из ''апокрифов'' (от греческого – ''тайный'') – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя ''канону'' – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и '''обратная перспектива''' – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала. | + | На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон ''иконописцы'' (см. [[иконопись]]) берут из Библии и из ''апокрифов'' (от греческого – ''тайный'') – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя ''канону'' – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала. |
| | | |
| На [[Русь|Руси]] были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ''ликами''. | | На [[Русь|Руси]] были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ''ликами''. |
| | | |
− | В России икону часто закрывали '''окладом''' – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в [[иконостас]]е и на стенах в определенном порядке. | + | В России икону часто закрывали окладом – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в [[иконостас]]е и на стенах в определенном порядке. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
Строка 25: |
Строка 25: |
| У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято ''благословлять иконой'' – держа ее в руках, крестить человека православным [[Крест|крестом]]. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), будущих солдат перед уходом в [[Армия|армию]]; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. | | У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято ''благословлять иконой'' – держа ее в руках, крестить человека православным [[Крест|крестом]]. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), будущих солдат перед уходом в [[Армия|армию]]; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. |
| | | |
− | В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. [[Бородино]]); во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого [[Ленинград|Ленинграда]]. | + | В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. [[Бородино (Бородинское сражение)|Бородино]]); во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого [[Ленинград|Ленинграда]]. |
| | | |
| Среди церковных праздников существуют и праздники наиболее почитаемых и чудотворных икон. Например, праздник иконы Божией Матери «Казанской» отмечается три раза в году: 21 июля, 24 сентября и 4 ноября. | | Среди церковных праздников существуют и праздники наиболее почитаемых и чудотворных икон. Например, праздник иконы Божией Матери «Казанской» отмечается три раза в году: 21 июля, 24 сентября и 4 ноября. |
Строка 31: |
Строка 31: |
| Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех. | | Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех. |
| | | |
− | До начала ХХ в. в России воспринимали икону только как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда [[церковь]] была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в [[Третьяковка (музей)|Третьяковскую галерею]] и '''Русский музей'''. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды. | + | До начала ХХ в. в России воспринимали икону только как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда [[Церковь (организация)|церковь]] была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в [[Третьяковка (музей)|Третьяковскую галерею]] и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды. |
| | | |
| После [[Перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. | | После [[Перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. |
Строка 93: |
Строка 93: |
| == Прецедентные феномены == | | == Прецедентные феномены == |
| # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icopis_pf_1 Известные иконы и их авторы]<br /> | | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icopis_pf_1 Известные иконы и их авторы]<br /> |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icosta_pf_1c Строение иконостаса]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icosta_pf_1c Иконостас православного храма]<br /> |
| # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icona_pf_2 Как создаются иконы]<br /> | | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icona_pf_2 Как создаются иконы]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/bogor_pf_2 Иконы-защитницы России]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Религия]] | | [[Категория:Религия]] |
| [[Категория:Изобразительное искусство]] | | [[Категория:Изобразительное искусство]] |