Шаля́пин Фёдор Ива́нович
Великий русский оперный певец.
Энциклопедическая справка
Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в Казани. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. церковь) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях. Его увлечение театром привело к конфликту с отцом, и будущему великому певцу пришлось самому зарабатывать себе на хлеб, меняя разные рабочие профессии, переезжая из города в город в Поволжье и на Кавказе. В 1890 г. он впервые спел сольную партию в опере в Уфе, затем работал в оперном театре Тифлиса (ныне Тбилиси), в Петербургском Мариинском театре (см. Мариинка). В 1896 г. был приглашён в Московскую частную русскую оперу С.И. Мамонтова, где полностью раскрылся и расцвёл талант певца. С 1899 г. Шаляпин − ведущий солист Большого театра. Среди его друзей знаменитые русские музыканты, художники, писатели. Он много гастролирует по стране и за рубежом.
Шаляпин обладал мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом (так называемый высокий бас) и огромным драматическим дарованием. Он перенёс на оперную сцену искусство полностью перевоплощаться в своих героев, тончайшими интонациями, жестом, пластикой передавая мир их душевных переживаний.
Шаляпин − автор нескольких книг, среди них: «Страницы из моей жизни» (1916 г.) и «Маска и душа» (1932 г.).
С 1922 г. Шаляпин жил за рубежом. Умер в Париже в 1938 г., в 1984 г. его прах был перенесён в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
В культуре
Сценические интерпретации Шаляпина партий царя Бориса и Ивана Хованского («Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» А.С. Даргомыжского) стали эталоном исполнения этих партий в русской оперной школе.
Певец был и знаменитым исполнителем романсов, русских народных песен, некоторые из которых после него прочно вошли в концертный репертуар оперных певцов.
Выступления на сценах крупнейших театров мира принесли Шаляпину всемирную славу и составили эпоху в развитии вокального искусства.
В языке и речи
В современном русском языке существует выражение шаляпинский бас. Так, в качестве комплимента, могут сказать о певце, обладающем низким сильным и красивым голосом.
Медиатека
Репродукции
- Б.М. Кустодиев. «Портрет Фёдора Шаляпина»
Фотографии
- Ф.И. Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка»
|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в [[Казань|Казани]]. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. [[Церковь|церковь]]) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях. Его увлечение театром привело к конфликту с отцом, и будущему великому певцу пришлось самому зарабатывать себе на [[Хлеб|хлеб]], меняя разные рабочие профессии, переезжая из города в город в '''Поволжье''' и на [[Кавказ|Кавказе]]. В 1890 г. он впервые спел сольную партию в опере в Уфе, затем работал в оперном театре Тифлиса (ныне Тбилиси), в Петербургском '''Мариинском театре''' (см. [[Мариинка (театр)|Мариинка]]). В 1896 г. был приглашён в '''Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова''', где полностью раскрылся и расцвёл талант певца. С 1899 г. Шаляпин − ведущий солист [[Большой театр|Большого театра]]. Среди его друзей знаменитые русские музыканты, художники, писатели. Он много гастролирует по стране и за рубежом. | + | Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в [[Казань|Казани]]. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. [[Церковь|церковь]]) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях. Его увлечение театром привело к конфликту с отцом, и будущему великому певцу пришлось самому зарабатывать себе на [[Хлеб|хлеб]], меняя разные рабочие профессии, переезжая из города в город в Поволжье и на [[Кавказ|Кавказе]]. В 1890 г. он впервые спел сольную партию в опере в Уфе, затем работал в оперном театре Тифлиса (ныне Тбилиси), в Петербургском Мариинском театре (см. [[Мариинка (театр)|Мариинка]]). В 1896 г. был приглашён в Московскую частную русскую оперу С.И. Мамонтова, где полностью раскрылся и расцвёл талант певца. С 1899 г. Шаляпин − ведущий солист [[Большой театр|Большого театра]]. Среди его друзей знаменитые русские музыканты, художники, писатели. Он много гастролирует по стране и за рубежом. |
| | | |
| Шаляпин обладал мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом (так называемый высокий бас) и огромным драматическим дарованием. Он перенёс на оперную сцену искусство полностью перевоплощаться в своих героев, тончайшими интонациями, жестом, пластикой передавая мир их душевных переживаний. | | Шаляпин обладал мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом (так называемый высокий бас) и огромным драматическим дарованием. Он перенёс на оперную сцену искусство полностью перевоплощаться в своих героев, тончайшими интонациями, жестом, пластикой передавая мир их душевных переживаний. |
Строка 11: |
Строка 11: |
| Шаляпин − автор нескольких книг, среди них: «Страницы из моей жизни» (1916 г.) и «Маска и душа» (1932 г.). | | Шаляпин − автор нескольких книг, среди них: «Страницы из моей жизни» (1916 г.) и «Маска и душа» (1932 г.). |
| | | |
− | С 1922 г. Шаляпин жил за рубежом. Умер в Париже в 1938 г., в 1984 г. его прах был перенесён в [[Москва|Москву]] и захоронен на '''Новодевичьем кладбище'''. | + | С 1922 г. Шаляпин жил за рубежом. Умер в Париже в 1938 г., в 1984 г. его прах был перенесён в [[Москва|Москву]] и захоронен на Новодевичьем кладбище. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Сценические интерпретации Шаляпина партий царя Бориса и Ивана Хованского ([[Борис Годунов (трагедия)|«Борис Годунов»]] и «Хованщина» '''М. П. Мусоргского'''), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» '''А. С. Даргомыжского''') стали эталоном исполнения этих партий в русской оперной школе. | + | Сценические интерпретации Шаляпина партий царя Бориса и Ивана Хованского ([[Борис Годунов (трагедия)|«Борис Годунов»]] и «Хованщина» М.П. Мусоргского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» А.С. Даргомыжского) стали эталоном исполнения этих партий в русской оперной школе. |
| | | |
| Певец был и знаменитым исполнителем романсов, русских народных песен, некоторые из которых после него прочно вошли в концертный репертуар оперных певцов. | | Певец был и знаменитым исполнителем романсов, русских народных песен, некоторые из которых после него прочно вошли в концертный репертуар оперных певцов. |