Лингвострановедческий словарь «Россия».

Три сестры (пьеса)/C1-C2: различия между версиями


Версия 10:49, 23 июня 2017

Tri sestri new.jpg
«Три сестры́»

Пьеса А. П. Чехова.

Энциклопедическая справка

Написана в 1900 г. для Московского художественного театра (см. МХАТ).

События пьесы отражают жизнь современной Чехову России. Действие развивается в русской интеллигентной (см. интеллигенция) семье Прозоровых. Главные действующие лица драмы – три сестры (Ольга, Маша и Ирина), их брат, знакомые им офицеры стоящего в губернском городе полка. Место действия – дом, где молодые хозяйки соблюдают и старинные обычаи русского хлебосольства (см. хлеб), и обычай вести разговоры за полночь о смысле жизни. Они любят и понимают друг друга без лишних слов, уважая потребность и в одиночестве, и в участии, желание и помолчать, и поговорить по душам.

Герои пьесы, как обычно у Чехова, страдают от обыденности и скуки: они хотят жить, работать, любить, а не прозябать, с надеждой устремляясь навстречу переменам, которые обещает встреча с любовью, интересная работа, переезд в Москву. Они уверены, что всё изменится к лучшему: дурное в их жизни перестанет быть нормой, естественным состоянием. Теряя по ходу действия близких людей и связанные с ними мечты, герои пьесы надеются на счастье, которое возможно только в будущем. «Если бы знать!» – последняя реплика пьесы. Никто не знает, что ждёт героев в дальнейшем.

Пьеса была поставлена в начале 1901 г. основателями МХТ режиссерами К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В первой постановке участвовали лучшие артисты театра: Ольга Книппер, Маргарита Савицкая, Мария Андреева, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд.

В культуре

Драма «Три сестры» отразила настроения, царившие в среде русской интеллигенции начала ХХ в., предчувствие перемен и порыв им навстречу. В персонажах пьесы зрители узнавали себя и своих друзей, а военные – сослуживцев.

Мхатовские «Три сестры» многие годы оставались одним из лучших спектаклей русского театра. Пьеса практически не сходит со сцены и в наше время, заслуженно считаясь одной из самых запоминающихся чеховских пьес о вечных проблемах русской интеллигенции. Современные режиссеры стремятся, чтобы и сегодня время действия пьесы совпадало с «временем зала».

Пьеса переведена на многие языки, регулярно ставится за рубежом, по ней снято несколько фильмов в России, в Великобритании, во Франции.

В языке и речи

Стали крылатыми слова В Москву! В Москву!, которые с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из неё выбраться. Выражение употребляется в значении «напрасные, бесплодные мечтания».

Медиатека

Тексты

  1. А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие первое (отрывок)
  2. А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)
  3. А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)

Репродукции

  1. В.А Симов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
  2. Обложка первого издания пьесы А.П. Чехова «Три сестры»
  3. В.В. Дмитриев. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
  4. Афиша спектакля «Три сестры». Андроид-версия по пьесе А.П. Чехова японской труппы «Сэйнэндан»

Фотографии

  1. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ
  2. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. Театр «Современник»
  3. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. Академический Малый драматический театр в Санкт-Петербурге
  4. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. Театр им. Моссовета
  5. Вершинин в исполнении К.С. Станиславского в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». МХТ
  6. А.П. Чехов. Фотография 1889 года

Видеосюжеты

  1. Фильм-спектакль «Три сестры». Первое действие (фрагмент)
  2. Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (фрагмент)
  3. Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (последняя сцена)

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. «Три сестры» А.П. Чехова
Строка 20: Строка 20:     
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Стали крылатыми слова ''В Москву! В Москву!'', которые с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из неё выбраться. Выражение употребляется в значении ‘напрасные, бесплодные мечтания’.
+
Стали крылатыми слова ''В Москву! В Москву!'', которые с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из неё выбраться. Выражение употребляется в значении «напрасные, бесплодные мечтания».
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =