Крыло́в Ива́н Андре́евич
Русский баснописец, писатель, драматург.
Энциклопедическая справка
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в Москве в семье мелкого чиновника. Получил домашнее образование в семье писателя Н.А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился играть на скрипке, выучил итальянский язык. В четырнадцатилетнем возрасте попал на службу в Петербургскую казённую палату. Однако на первом месте для Крылова были литературные занятия и посещение театра. В 80-е гг. появились его первые работы – либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей» и др.
С конца 1780-х гг. Крылов начал заниматься журналистикой. В 1789 г. издавал сатирический журнал «Почта духов», в 1792-1793 гг. – журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».
Следующее десятилетие Крылов провел в основном в провинции, работал некоторое время в поместье князя С. Ф. Голицына секретарём и учителем его детей.
В начале 1800-х гг. Крылов начал заниматься переводами на русский язык басен Лафонтена. Кроме того, написал три пьесы, с успехом шедшие на сцене («Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь»). Но несмотря на это, он с каждым годом всё больше внимания уделял работе над баснями. В 1809 г. был опубликован его первый сборник басен, сразу же сделавший автора по-настоящему знаменитым.
Всего до конца жизни Крылов написал более 200 басен, которые составили девять книг. Последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 г. вместе с извещением о его смерти.
Многие сюжеты басен Крылова были связанны с событиями российской жизни. Например, Отечественной войне 1812 г. посвящены басни «Волк на псарне» и «Ворона и курица». Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро стали восприниматься читателями как произведения на все случаи жизни.
Работа в басенном жанре сделала Крылова знаменитым писателем, в зрелом возрасте он был окружён почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Его произведения были понятны всем и всеми любимы. Крылов стал классиком при жизни.
Параллельно с народным признанием шло признание официальное. С 1810 г. Крылов работал библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Петербурге. Был избран членом Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград. В 1838 г. празднование пятидесятилетия творческой деятельности баснописца превратилось во всенародное торжество.
Одной из характерных черт популярности Крылова были и многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, нездоровом аппетите и остроумии.
Умер Крылов в 1844 г. в Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В культуре
В 1855 г. памятник Крылову работы П.К. Клодта был открыт в Летнем саду Петербурга, в 1976 г. – работы А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского в Москве на Патриарших прудах. На обоих памятниках великий баснописец изображен в окружении животных – героев его басен.
Басни Крылова не только до сих пор входят в школьные (см. школа) программы по литературе, но и являются книгами для домашнего, семейного чтения, на них воспитывались многие поколения. Поэтому неудивительно, что самого баснописца русские называют дедушка Крылов (так поэт П.А. Вяземский назвал баснописца в день празднования пятидесятилетия его литературной деятельности).
В языке и речи
Басни Крылова стали источником многих крылатых слов и выражений, которые воспринимаются, практически, как пословицы и поговорки. Среди них: А ларчик просто открывался (говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений); А Васька слушает да ест (говорят о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим и продолжает делать своё, обычно предосудительное, дело); Слона-то я и не приметил (говорят в ситуации, когда кто-либо не заметил самого главного, важного); Ай Моська! Знать она сильна, что лает на слона! (о том, кто позволяет себе возражать кому-либо, занимающему более высокое социальное положение); Да только воз и ныне там (то есть ничего не изменилось);Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку (о взаимной и необоснованной похвале); Услужливый дурак опаснее врага; Избави бог и нас от этаких судей; В семье не без урода; Как белка в колесе (то есть в беспрестанных хлопотах, суете); Медвежья услуга (неудачная, неуместная помощь); Рыльце в пуху (говорят, когда есть основания подозревать кого-либо в неблаговидном поступке, преступлении) и многие другие.
Стали фразеологизмами названия басен «Тришкин кафтан» (употребляется в значении: «поправлять дела в одном месте за счет другого») и «Демьянова уха» (о чём-либо назойливом, навязчиво предлагаемом тому, кто этого не хочет).
Интерактивные задания
Афористика
- Крылатые слова И.А. Крылова
Прецедентные феномены
- Басни И.А. Крылова
- Что написал И.А. Крылов?
|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в [[Москва|Москве]] в семье мелкого '''чиновника'''. Получил домашнее образование в семье писателя Н. А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился играть на скрипке, выучил итальянский язык. В четырнадцатилетнем возрасте попал на службу в Петербургскую казенную палату. Однако на первом месте для Крылова были литературные занятия и посещение театра. В 80-е гг. появились его первые работы — либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей» и др. | + | Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в [[Москва|Москве]] в семье мелкого '''чиновника'''. Получил домашнее образование в семье писателя Н.А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился играть на скрипке, выучил итальянский язык. В четырнадцатилетнем возрасте попал на службу в Петербургскую казённую палату. Однако на первом месте для Крылова были литературные занятия и посещение театра. В 80-е гг. появились его первые работы – либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей» и др. |
| | | |
− | С конца 1780-х гг. Крылов начал заниматься журналистикой. В 1789 г. издавал сатирический журнал «Почта духов», в 1792—1793 гг. — журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». | + | С конца 1780-х гг. Крылов начал заниматься журналистикой. В 1789 г. издавал сатирический журнал «Почта духов», в 1792-1793 гг. – журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». |
| | | |
− | Следующее десятилетие Крылов провел в основном в провинции, работал некоторое время в поместье князя С. Ф. Голицына секретарем и учителем его детей. | + | Следующее десятилетие Крылов провел в основном в провинции, работал некоторое время в поместье князя С. Ф. Голицына секретарём и учителем его детей. |
| | | |
− | В начале 1800-х гг. Крылов начал заниматься переводами на русский язык басен Лафонтена. Кроме того, написал три пьесы, с успехом шедшие на сцене («Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь»). Но несмотря на это, он с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В 1809 г. был опубликован его первый сборник басен, сразу же сделавший автора по-настоящему знаменитым. | + | В начале 1800-х гг. Крылов начал заниматься переводами на русский язык басен Лафонтена. Кроме того, написал три пьесы, с успехом шедшие на сцене («Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь»). Но несмотря на это, он с каждым годом всё больше внимания уделял работе над баснями. В 1809 г. был опубликован его первый сборник басен, сразу же сделавший автора по-настоящему знаменитым. |
| | | |
| Всего до конца жизни Крылов написал более 200 басен, которые составили девять книг. Последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 г. вместе с извещением о его смерти. | | Всего до конца жизни Крылов написал более 200 басен, которые составили девять книг. Последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 г. вместе с извещением о его смерти. |
Строка 17: |
Строка 17: |
| Многие сюжеты басен Крылова были связанны с событиями российской жизни. Например, [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войне 1812 г.]] посвящены басни «Волк на псарне» и «Ворона и курица». Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро стали восприниматься читателями как произведения на все случаи жизни. | | Многие сюжеты басен Крылова были связанны с событиями российской жизни. Например, [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войне 1812 г.]] посвящены басни «Волк на псарне» и «Ворона и курица». Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро стали восприниматься читателями как произведения на все случаи жизни. |
| | | |
− | Работа в басенном жанре сделала Крылова знаменитым писателем, в зрелом возрасте он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Его произведения были понятны всем и всеми любимы. Крылов стал классиком при жизни. | + | Работа в басенном жанре сделала Крылова знаменитым писателем, в зрелом возрасте он был окружён почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Его произведения были понятны всем и всеми любимы. Крылов стал классиком при жизни. |
| | | |
− | Параллельно с народным признанием шло признание официальное. С 1810 г. Крылов работал библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в [[Петербург|Петербурге]]. Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград. В 1838 г. празднование пятидесятилетия творческой деятельности баснописца превратилось во всенародное торжество. | + | Параллельно с народным признанием шло признание официальное. С 1810 г. Крылов работал библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в [[Петербург|Петербурге]]. Был избран членом Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград. В 1838 г. празднование пятидесятилетия творческой деятельности баснописца превратилось во всенародное торжество. |
| | | |
| Одной из характерных черт популярности Крылова были и многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, нездоровом аппетите и остроумии. | | Одной из характерных черт популярности Крылова были и многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, нездоровом аппетите и остроумии. |
Строка 27: |
Строка 27: |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | В 1855 г. памятник Крылову работы П. К. Клодта был открыт в '''Летнем саду''' Петербурга, в 1976 г. — работы А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского в Москве на Патриарших прудах. На обоих памятниках великий баснописец изображен в окружении животных — героев его басен. | + | В 1855 г. памятник Крылову работы П.К. Клодта был открыт в '''Летнем саду''' Петербурга, в 1976 г. – работы А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского в Москве на Патриарших прудах. На обоих памятниках великий баснописец изображен в окружении животных – героев его басен. |
| | | |
− | Басни Крылова не только до сих пор входят в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе, но и являются книгами для домашнего, семейного чтения, на них воспитывались многие поколения. Поэтому неудивительно, что самого баснописца русские называют ''дедушка Крылов'' (так поэт '''П. А. Вяземский''' назвал баснописца в день празднования пятидесятилетия его литературной деятельности). | + | Басни Крылова не только до сих пор входят в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе, но и являются книгами для домашнего, семейного чтения, на них воспитывались многие поколения. Поэтому неудивительно, что самого баснописца русские называют ''дедушка Крылов'' (так поэт '''П.А. Вяземский''' назвал баснописца в день празднования пятидесятилетия его литературной деятельности). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Басни Крылова стали источником многих крылатых слов и выражений, которые воспринимаются, практически, как пословицы и поговорки. Среди них: ''А ларчик просто открывался'' (говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений); ''А Васька слушает да ест'' (говорят о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим и продолжает делать свое, обычно предосудительное, дело); ''Слона-то я и не приметил'' (говорят в ситуации, когда кто-либо не заметил самого главного, важного); ''Ай Моська! Знать она сильна, что лает на слона!'' (о том, кто позволяет себе возражать кому-либо, занимающему более высокое социальное положение); ''Да только воз и ныне там'' (то есть ничего не изменилось);''[[Кукушка]] хвалит [[петух|петуха]] за то, что хвалит он кукушку'' (о взаимной и необоснованной похвале); ''Услужливый дурак опаснее врага''; ''Избави бог и нас от этаких судей''; ''В семье не без урода''; ''Как [[белка]] в колесе'' (то есть в беспрестанных хлопотах, суете); ''Медвежья услуга'' (неудачная, неуместная помощь); ''Рыльце в пуху'' (говорят, когда есть основания подозревать кого-либо в неблаговидном поступке, преступлении) и многие другие. | + | Басни Крылова стали источником многих крылатых слов и выражений, которые воспринимаются, практически, как пословицы и поговорки. Среди них: ''А ларчик просто открывался'' (говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений); ''А Васька слушает да ест'' (говорят о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим и продолжает делать своё, обычно предосудительное, дело); ''Слона-то я и не приметил'' (говорят в ситуации, когда кто-либо не заметил самого главного, важного); ''Ай Моська! Знать она сильна, что лает на слона!'' (о том, кто позволяет себе возражать кому-либо, занимающему более высокое социальное положение); ''Да только воз и ныне там'' (то есть ничего не изменилось);''[[Кукушка]] хвалит [[петух|петуха]] за то, что хвалит он кукушку'' (о взаимной и необоснованной похвале); ''Услужливый дурак опаснее врага''; ''Избави бог и нас от этаких судей''; ''В семье не без урода''; ''Как [[белка]] в колесе'' (то есть в беспрестанных хлопотах, суете); ''Медвежья услуга'' (неудачная, неуместная помощь); ''Рыльце в пуху'' (говорят, когда есть основания подозревать кого-либо в неблаговидном поступке, преступлении) и многие другие. |
| | | |
− | Стали фразеологизмами названия басен «Тришкин кафтан» (употребляется в значении: ‘поправлять дела в одном месте за счет другого’) и «Демьянова [[уха]]» (о чем-либо назойливом, навязчиво предлагаемом тому, кто этого не хочет). | + | Стали фразеологизмами названия басен «Тришкин кафтан» (употребляется в значении: «поправлять дела в одном месте за счет другого») и «Демьянова [[уха]]» (о чём-либо назойливом, навязчиво предлагаемом тому, кто этого не хочет). |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |