Лингвострановедческий словарь «Россия».

Георгий Победоносец/C1-C2: различия между версиями


Версия 10:37, 7 июля 2014

Геóргий Победонóсец

Христианский святой великомученик, один из самых почитаемых Русской Православной Церковью. Дни памяти − 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю).

Энциклопедическая справка

По преданию, римский воин, христианин, уроженец Каппадокии (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нём стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьём змея или дракона.

В культуре

Культ Георгия Победоносца получил распространение в Древней Руси (см. Русь) вскоре после принятия христианства. Икона «Святой Георгий, чудо о змие» − одна из самых известных русских икон.

С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати великого князя Дмитрия Донского; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне − Спасских) воротах Московского Кремля была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя Москвы. Однако до сих пор остаётся нерешённым вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьём является Георгием Победоносцем. В целом ряде документов XVI−XVII вв. всадник с копьём на русском гербе прямо называется портретом царя. Однако ассоциация со святым оказалась гораздо более прочной. Уже Пётр I называл всадника с русского герба святым Георгием. Именно так это изображение трактуют и официальные документы XVIII в.

В XVIII столетии изображение Георгия Победоносца было официально утверждено в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. После 1917 г. Георгий Победоносец исчез из официальной символики. С 1995 г. святой Георгий снова изображается на гербе Москвы. В соответствии с Уставом г. Москвы, «гербом города Москвы является изображение на тёмно−красном геральдическом щите всадника − святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия».

Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. изображение всадника с копьём включено в Государственный герб России, который, в соответствии с федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и − над ними − одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла − скипетр, в левой − держава. На груди орла, в красном щите, − серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Имя Георгия Победоносца носил один из самых важных орденов Российской империи − Георгиевский крест (в 2000 г. Знак отличия ордена Святого Георгия возрождён и вошёл в современную систему государственных наград России). Один из залов Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля носит название Георгиевский. На укреплённых по стенам зала беломраморных досках выбиты имена кавалеров ордена и названия получивших георгиевские награды полков, батарей, морских экипажей.

В языке и речи

С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей − Юрия Даниловича, внука Александра Невского.

С весенними именинами святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что Тёплый Егорий весну начинает.

Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времён царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что−либо долго ожидаемое.

Строка 21: Строка 21:  
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена*), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь*), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде* и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей — Юрия Даниловича, внука Александра Невского*.
+
С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: ''Георгий, Юрий, Егор, Егорий''. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. [[русские имена]]), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. [[князь]]), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя ''Юрий''. Из них наиболее известен '''Ярослав Мудрый''' (в крещении Георгий), который основал ''Юрьевский монастырь'' в [[Великий Новгород|Великом Новгороде]] и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей − ''Юрия'' Даниловича, внука [[Александр Невский|Александра Невского]].
С весенними именинами* святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что Теплый Егорий весну начинает.
+
 
Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времен царствования Бориса Годунова*, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что-либо долго ожидаемое.
+
С весенними [[именины|именинами]] святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что ''Тёплый Егорий весну начинает''.
 +
 
 +
Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют ''Юрьев день''. В этот день, до времён царствования [[Борис Годунов|Бориса Годунова]], крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица ''Вот тебе, бабушка, и Юрьев день'', которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что−либо долго ожидаемое.