Три лошади (см. лошадь), запряжённые в ряд в один экипаж; экипаж с запряжёнными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились лёгкие и быстрые упряжки, способные преодолевать большие расстояния по плохим дорогам (см. дорога). Кроме тройки, в России использовались одиночные, парные, четверные упряжки и шестёрки. Самой престижной считалась езда цугом – на шести лошадях, запряжённых по двое в три ряда, но самой распространённой была езда на тройках.
Лошадей для тройки подбирали по масти, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в такой упряжке крупные, серые в яблоках, орловские рысаки с длинными и густыми хвостами и гривами. Средняя лошадь в тройке – главная. Её называют коренной, или коренником. Две другие – пристяжные. Основная нагрузка приходится на коренника: он определяет направление движения экипажа, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. Коренник обычно выбирается из хорошо обученных лошадей. Его запрягают первым. Пристяжные лошади припрягаются с двух сторон от коренника. Они помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать. Пристяжные могут выбираться из молодых и не очень опытных лошадей. При быстрой езде на тройке коренник обычно бежит рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом коренник бежит прямо вперед, а пристяжные, выгнув стан, как будто рвутся в стороны от направления движения тройки. Вид правильно бегущей тройки напоминает то ли сказочную трёхголовую птицу, то ли раскрывающийся цветок лилии.
Кучер тройки управляет экипажем с помощью четырёх вожжей: две – для коренника и по одной – для каждой из пристяжных.
Под дугой коренника обычно подвешивались колокольчики (см. колокол), выполнявшие роль сигнального устройства.
Звон этих колокольчиков был слышен обычно в радиусе нескольких километров. На многих колокольчиках указывались дата и место их изготовления. Наиболее известными были валдайские колокольчики. Под дугой могли прикрепляться и бубенцы (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании).
Езда на тройках была самой распространённой в России до начала XX в., а катание на тройках было любимым развлечением русской молодежи и летом, и, особенно, зимой. С ездой на санных (см. сани) тройках были связаны свадебные (см. свадьба) торжества, а также народные гулянья на масленицу.
Троечные скачки как вид спорта до сих пор пользуются большой популярностью в России. Традиционные соревнования троек обычно проходят во время фестивалей «Русская зима».
В культуре
С тройкой в русской культуре ассоциируется образ дороги, простора, свободы. Тройке посвящены многие стихи русских поэтов и романсы. Самые известные из них – строки стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Часто исполняется романс «Тройка мчится, тройка скачет» П.П. Булахова на стихи П.А. Вяземского:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик то заплачет,
То хохочет, то звенит.
Не менее популярен до сих пор и романс А.Р. Бакалейникова на стихи А.Б. Кусикова «Слышен звон бубенцов издалёка».
Но самым выразительным остается образ России как несущейся тройки, созданный Н.В. Гоголем в поэме «Мёртвые души».
Устойчивость гоголевского образа Руси-тройки в наше время подтверждается и постоянной заставкой информационной программы «Вести» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании – бегущей тройкой лошадей.
Масленичные катания на тройках изображены на картине Б.М. Кустодиева «Масленица». Езда на тройках – частый сюжет росписи лаковых шкатулок из Палеха или Федоскина. Образ тройки использован В.Г. Перовым в его картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Художник с горькой иронией изобразил детей, которые, как тройка лошадей, с огромным усилием везут бочку с водой.