Роман М.А. Булгакова.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием – только в 1991 г.
Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия – сатирически-бытовая, герои которой – жители Москвы 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд – воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вторая сюжетная линия – авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе – Иешуа). Обе сюжетные линии романа – сегодняшний день и далёкое прошлое – переплетаются в истории жизни главного героя – Мастера – московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита – возлюбленная и верная спутница Мастера.
Центральные темы романа: художник и общество, борьба добра и зла.
«Мастер и Маргарита» – последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы – Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. Гёте, Э.Т.А. Гофмана.
В культуре
Роман «Мастер и Маргарита», пришедший к читателю через много лет после создания, сразу стал произведением русской классики ХХ в.; в последние десятилетия включается в школьную (см. школа) программу по литературе.
К роману обращались многие художники. Первые иллюстрации сделаны Н. Рушевой в 1960-е гг. Среди наиболее известных также циклы работ П.А. Оринянского и Г.В. Калиновского.
Роман много раз инсценировался, первым был спектакль режиссёра Ю. Любимова на сцене Театра на Таганке (см. Таганка). Среди экранизаций романа наиболее известен сериал В.В. Бортко 2005 г.
В Москве у дома-музея Булгакова установлена скульптура «Коровьев и Бегемот» работы А.И. Рукавишникова, а у Патриарших прудов, где начинались события, описанные в романе, появился необычный дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами».
В языке и речи
Некоторые фразы романа стали крылатыми. Например: Осетрина второй свежести; Никогда не разговаривайте с неизвестными; Люди как люди… квартирный вопрос только испортил их (о москвичах); Нехорошая квартира; Попрошу не волновать интуриста; Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…. Самая известная среди них - Рукописи не горят – оказалась пророческой и по отношению к самому роману.
Медиатека
Тексты
Репродукции
- Н.Н. Рушева. Иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- А.А. Алексеев. «Булгаковская Москва»
- П.А. Оринянский. Иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Г.В. Калиновский. Иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Жан Лорье. Фотоиллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Е.М. Мартынюк. Фотоиллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Обложка романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Фотографии
- Скульптура «Коровьев и Бегемот» в Москве
- «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Знак на Патриарших прудах в Москве
- Мастер и Маргарита в исполнении А.В. Галибина и А.Л. Ковальчук в фильме «Мастер и Маргарита» В.В. Бортко
- Сцена из спектакля театра на Таганке «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова