Роман М. А. Булгакова.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием вышел только в 1991 г.
В романе развиваются две сюжетные линии. Первая − сатирически−бытовая, её герои − жители Москвы 20-30-х гг., представители литературных кругов столицы, полуинтеллигенты. По воле автора они встречаются с загадочным иностранцем, профессором Воландом, который оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд − воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте из эпиграфа романа, «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вторая сюжетная линия − авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе − Иешуа). Обе сюжетные линии романа − сегодняшний день и далёкое прошлое − переплетаются в истории жизни главного героя − Мастера − московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита − возлюбленная и верная спутница Мастера.
Центральные темы романа − художник и общество, борьба добра и зла.
«Мастер и Маргарита» − последняя книга Булгакова, в ней сочетается реальный мир и фантастика, сатирическое описание быта и философские размышления, продолжаются традиции русских и европейских писателей − Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Гёте, Э. Т. А. Гофмана.
В культуре
Роман «Мастер и Маргарита сразу после публикации стал русской классикой ХХ в.; в последние десятилетия произведение включается в школьные (см. школа) программы по литературе.
К роману обращались многие художники. Первые иллюстрации сделаны Н. Рушевой в 1960-е гг. Среди наиболее известных также циклы работ П.А. Оринянского и Г.В. Калиновского.
Роман много раз инсценировался, первым был спектакль Театра на Таганке (см. Таганка). Среди экранизаций романа наиболее известен сериал В. Бортко 2005 г.
В Москве у дома-музея Булгакова установлена скульптура «Коровьев и Бегемот» работы А.И. Рукавишникова.
В языке и речи
Некоторые фразы романа стали крылатыми. Например: Никогда не разговаривайте с неизвестными; Люди как люди... квартирный вопрос только испортил их (о москвичах); Нехорошая квартира; Попрошу не волновать интуриста; Самая известная среди них: Рукописи не горят.