Лингвострановедческий словарь «Россия».

Николай I/C1-C2: различия между версиями


Версия 13:07, 15 декабря 2014

Nik I s.jpg
Никола́й I Па́влович

Российский император с 1825 по 1855 г.

Энциклопедическая справка

Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I.

Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы*). Эпоха Николая I − период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно−бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «третье отделение») − управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А. Х. Бенкендорф − шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за А. С. Пушкиным.

Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. крестьянин). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально−крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в.

При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия.

Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, писатель и публицист А. И. Герцен, философ П. Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830−1831 гг., освободительное движение на Кавказе, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи.

Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным ещё Александром I принципам Священного союза − союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848−1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853−1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г.

Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе Петербурга.

В культуре

В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н. В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) Ф. М. Достоевского и кончая рассказом Л. Н. Толстого «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов Павлович и Палкин дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской армии было распространено наказание палочными ударами.

Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е. И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в Петербурге в 1859 г. работы скульптора П. К. Клодта. Император также изображён М. О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в Новгороде в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала Москвы.

Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В. Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов.

В языке и речи

Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют николаевской эпохой, а страну времени его правления − николаевской Россией.

Строка 7: Строка 7:  
Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора [[Павел I|Павла I]]. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата [[Александр I|Александра I]].
 
Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора [[Павел I|Павла I]]. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата [[Александр I|Александра I]].
   −
Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы*). Эпоха Николая I − период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно−бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «третье отделение») − управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А. Х. Бенкендорф − шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за А. С. Пушкиным*.
+
Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы*). Эпоха Николая I − период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно−бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «'''''третье отделение'''''») − управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А. Х. Бенкендорф − шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за [[Пушкин А.С.|А. С. Пушкиным]].
   −
Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. крестьянин*). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально−крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в.
+
Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. [[Крестьянин|крестьянин]]). Николай I понимал необходимость отмены '''крепостного права''', но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально−крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в.
    
При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия.
 
При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия.
   −
Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов*, писатель и публицист А. И. Герцен, философ П. Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830−1831 гг., освободительное движение на Кавказе*, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи.
+
Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и [[Лермонтов М.Ю.|М. Ю. Лермонтов]], писатель и публицист '''А. И. Герцен''', философ '''П. Я. Чаадаев''' и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830−1831 гг., освободительное движение на [[Кавказ]]е, возглавлявшееся имамом '''Шамилем''', и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи.
   −
Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным еще Александром I принципам Священного союза − союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848−1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853−1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г.
+
Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным ещё Александром I принципам Священного союза − союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848−1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала '''Крымской войны''' 1853−1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г.
 
  −
Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе Петербурга*.
      +
Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в '''Петропавловском соборе''' [[Петербург|Петербурга]].
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н. В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) Ф. М. Достоевского* и кончая рассказом Л. Н. Толстого* «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов Павлович и Палкин дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской армии* было распространено наказание палочными ударами.
+
В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н. В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]] и кончая рассказом [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов ''Павлович'' и ''Палкин'' дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской [[Армия|армии]] было распространено наказание палочными ударами.
   −
Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е. И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в Петербурге* в 1859 г. работы скульптора П. К. Клодта. Император также изображён М. О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в Новгороде* в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала Москвы*.
+
Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е. И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в [[Петербург|Петербурге]] в 1859 г. работы скульптора П. К. Клодта. Император также изображён М. О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в [[Новгород|Новгороде]] в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала [[Москва|Москвы]].
   −
Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В. Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов.
+
Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме '''В. Я. Мотыля''' «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют николаевской эпохой, а страну времени его правления − николаевской Россией.
+
Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют ''николаевской эпохой'', а страну времени его правления − ''николаевской Россией''.
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:История страны]]
 
[[Категория:История страны]]