Версия 08:14, 12 декабря 2014
Никола́й I Па́влович
Российский император с 1825 по 1855 г.
Энциклопедическая справка
Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I.
Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы*). Эпоха Николая I − период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно−бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «третье отделение») − управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А. Х. Бенкендорф − шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за А. С. Пушкиным*.
Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. крестьянин*). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально−крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в.
При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия.
Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов*, писатель и публицист А. И. Герцен, философ П. Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830−1831 гг., освободительное движение на Кавказе*, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи.
Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным еще Александром I принципам Священного союза − союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848−1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853−1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г.
Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе Петербурга*.
В культуре
В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н. В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) Ф. М. Достоевского* и кончая рассказом Л. Н. Толстого* «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов Павлович и Палкин дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской армии* было распространено наказание палочными ударами.
Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е. И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в Петербурге* в 1859 г. работы скульптора П. К. Клодта. Император также изображён М. О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в Новгороде* в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала Москвы*.
Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В. Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов.
В языке и речи
Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют николаевской эпохой, а страну времени его правления − николаевской Россией.
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=Никола́й I Па́влович|image=Nik I s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=Никола́й I Па́влович|image=Nik I s.jpg}} |
| | | |
− | Статья в работе | + | Российский император с 1825 по 1855 г. |
| + | |
| + | = Энциклопедическая справка = |
| + | |
| + | Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора [[Павел I|Павла I]]. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата [[Александр I|Александра I]]. |
| + | |
| + | Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы*). Эпоха Николая I − период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно−бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «третье отделение») − управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А. Х. Бенкендорф − шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за А. С. Пушкиным*. |
| + | |
| + | Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. крестьянин*). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально−крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в. |
| + | |
| + | При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия. |
| + | |
| + | Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов*, писатель и публицист А. И. Герцен, философ П. Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830−1831 гг., освободительное движение на Кавказе*, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи. |
| + | |
| + | Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным еще Александром I принципам Священного союза − союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848−1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853−1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г. |
| + | |
| + | Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе Петербурга*. |
| + | |
| + | |
| + | = В культуре = |
| + | |
| + | В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н. В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) Ф. М. Достоевского* и кончая рассказом Л. Н. Толстого* «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов Павлович и Палкин дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской армии* было распространено наказание палочными ударами. |
| + | |
| + | Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е. И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в Петербурге* в 1859 г. работы скульптора П. К. Клодта. Император также изображён М. О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в Новгороде* в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала Москвы*. |
| + | |
| + | Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В. Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов. |
| + | |
| + | = В языке и речи = |
| + | |
| + | Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют николаевской эпохой, а страну времени его правления − николаевской Россией. |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:История страны]] | | [[Категория:История страны]] |