Никола́й I
Российский император с 1825 по 1855 г.
Энциклопедическая справка
Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I.
Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. декабристы). Эпоха Николая I – период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно-бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «третье отделение») – управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А.Х. Бенкендорф – шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за А.С. Пушкиным.
Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. крестьянин). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально-крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в.
При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия.
Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, писатель и публицист А.И. Герцен, философ П.Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830-1831 гг., освободительное движение на Кавказе, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи.
Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным ещё Александром I принципам Священного союза – союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848-1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853-1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г.
Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе Петербурга.
В культуре
В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н.В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) Ф.М. Достоевского и кончая рассказом Л.Н. Толстого «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов Павлович и Палкин дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской армии было распространено наказание палочными ударами.
Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е.И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в Петербурге в 1859 г. работы скульптора П.К. Клодта. Император также изображён М.О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в Новгороде в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала Москвы.
Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В.Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов.
В языке и речи
Несмотря на то, что в России было два императора с именем Николай, только время правления Николая I называют николаевской эпохой, а страну времени его правления – николаевской Россией.
Медиатека
Репродукции
- Дж. Доу. «Портрет императора Николая I»
- К.И. Кольман. «Петербург. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года»
Фотографии
- Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге
- Изображение Николая I на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород
- Свод основных государственных законов Российской империи. Первая статья
Видеосюжеты
- Звезда пленительного счастья. Фильм В.Я. Мотыля (князь С.П. Трубецкой и Николай I)
|
|
Строка 7: |
Строка 7: |
| Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора [[Павел I|Павла I]]. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата [[Александр I|Александра I]]. | | Николай Павлович Романов родился в 1796 г., сын императора [[Павел I|Павла I]]. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата [[Александр I|Александра I]]. |
| | | |
− | Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. [[декабристы]]). Эпоха Николая I – период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно-бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «'''''третье отделение'''''») – управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А.Х. Бенкендорф – шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкиным]]. | + | Царствование Николая I началось с жестокого подавления восстания декабристов (см. [[декабристы]]). Эпоха Николая I – период наивысшего расцвета в России абсолютной монархии в её военно-бюрократической форме. Усиление и централизация государственного аппарата достигли в это время огромных масштабов. Стремясь укрепить существующую политическую систему, Николай I значительно расширил функции императорской канцелярии, которая практически подменила высшие органы государственной власти. Огромную роль стало играть созданное в 1826 г. III отделение этой канцелярии (так называемое «''третье отделение''») – управление тайной полиции, которое возглавлял ближайший помощник императора А.Х. Бенкендорф – шеф жандармов, известный своим участием в Следственной комиссии по делу декабристов и надзором за [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкиным]]. |
| | | |
− | Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. [[Крестьянин|крестьянин]]). Николай I понимал необходимость отмены '''крепостного права''', но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально-крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в. | + | Важным во внутренней политике являлся крестьянский вопрос (см. [[Крестьянин|крестьянин]]). Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но ограничивался лишь незначительными изменениями в положении крестьян. Это привело к кризису всей феодально-крепостнической системы Российской империи в середине ХIХ в. |
| | | |
| При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия. | | При Николае I был составлен «Свод законов Российской империи» (1832 г.), были также введены новые крайне реакционные цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности, выраженная в формуле «Православие, самодержавие, народность», определившей официальную идеологию царской России в последующие десятилетия. |
| | | |
− | Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А. С. Пушкин и [[Лермонтов М.Ю.|М.Ю. Лермонтов]], писатель и публицист '''А.И. Герцен''', философ '''П.Я. Чаадаев''' и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830-1831 гг., освободительное движение на [[Кавказ]]е, возглавлявшееся имамом '''Шамилем''', и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи. | + | Гонениям и репрессиям подвергались передовые люди России: поэты А.С. Пушкин и [[Лермонтов М.Ю.|М.Ю. Лермонтов]], писатель и публицист А.И. Герцен, философ П.Я. Чаадаев и др. Жестоко подавлялись национальные движения: Польское восстание 1830-1831 гг., освободительное движение на [[Кавказ]]е, возглавлявшееся имамом Шамилем, и др. Николай I усиливал русификацию и христианизацию нерусских народностей Российской империи. |
| | | |
− | Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным ещё Александром I принципам Священного союза – союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848-1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала '''Крымской войны''' 1853-1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г. | + | Во внешней политике Николай I вернулся к сформулированным ещё Александром I принципам Священного союза – союза монархов Европы. Он жестоко подавил революцию 1848-1849 гг. в Венгрии. Главной проблемой внешней политики России при Николае I оставался выход России к Средиземному морю, что послужило причиной начала Крымской войны 1853-1856 гг. Решающее влияние на исход войны оказало участие в этой войне Англии и Франции на стороне Турции. После многомесячной обороны и падения Севастополя в 1856 г. Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война закончилась унизительным для России Парижским миром 1856 г. |
| | | |
− | Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в '''Петропавловском соборе''' [[Петербург|Петербурга]]. | + | Николай I умер в 1855 г. незадолго до окончания войны. Существует версия, что причиной смерти была не только болезнь, но и моральный удар от поражения в войне. Николай I похоронен в Петропавловском соборе [[Петербург|Петербурга]]. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
Строка 23: |
Строка 23: |
| В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н.В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) [[Достоевский Ф.М.|Ф.М. Достоевского]] и кончая рассказом [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов ''Павлович'' и ''Палкин'' дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской [[Армия|армии]] было распространено наказание палочными ударами. | | В русской литературе нет произведений, в которых Николай I являлся бы главным героем, но дух эпохи его царствования прямо или косвенно отразился во всей русской литературе и искусстве ХIХ в., начиная со стихотворений М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837 г.), с «Ревизора» (1836 г.) и «Мёртвых душ» (1842 г.) Н.В. Гоголя, с «Записок из мёртвого дома» (1862 г.) [[Достоевский Ф.М.|Ф.М. Достоевского]] и кончая рассказом [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] «После бала» (1903 г.) и его публицистической статьей «Николай Палкин» (1886 г.). Статья была названа по прозвищу, которое по созвучию слов ''Павлович'' и ''Палкин'' дали солдаты императору Николаю Павловичу: при нём в русской [[Армия|армии]] было распространено наказание палочными ударами. |
| | | |
− | Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е.И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в [[Петербург|Петербурге]] в 1859 г. работы скульптора П.К. Клодта. Император также изображён М.О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в [[Новгород|Новгороде]] в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала [[Москва|Москвы]]. | + | Наиболее известные портреты Николая I созданы художниками Дж. Доу (1828 г.) и Е.И. Ботманом (1855 г.). До нашего времени сохранился памятник, поставленный Николаю I в [[Петербург|Петербурге]] в 1859 г. работы скульптора П.К. Клодта. Император также изображён М.О. Микешиным на памятнике «Тысячелетие России», возведённом в [[Великий Новгород|Новгороде]] в 1862 г., и С. Щербаковым в центре скульптурной композиции «Создателям российских железных дорог», открытой в 2013 г. у Казанского вокзала [[Москва|Москвы]]. |
| | | |
− | Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме '''В.Я. Мотыля''' «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов. | + | Одним из лучших воплощений образа Николая I в современном киноискусстве стала работа В. Ливанова в художественном фильме В.Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), посвящённом восстанию и судьбам декабристов. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |