Версия 14:11, 19 июня 2017
«Могу́чая ку́чка»
Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 1850-х – начале 1860-х гг.
Энциклопедическая справка
Название принадлежит известному художественному и музыкальному критику, историку искусства В.В. Стасову, идеологу и активному участнику этого содружества. В группу входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Руководителем группы был М.А. Балакирев, известный в середине XIX в. композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Отсюда второе название группы – балакиревский кружок.
Сами композиторы называли своё содружество «Новая русская музыкальная школа» и считали себя наследниками М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Содружество разрабатывало принципы новой русской музыки, основанной на народных мелодиях, и противопоставляло себя популярным у массовой публики итальянским композиторам. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русский музыкальный фольклора и церковное пение.
Содружество перестало существовать в середине 1870-х гг., но оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры.
В культуре
Членами Балакиревского кружка были написаны оперы на сюжеты русского фольклора и истории Древней Руси, ставшие классикой русской оперы. Среди них: «Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Царская невеста» и «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина.
Традиции «Могучей кучки» продолжились в творчестве многих русских композиторов конца XIX – первой половины XX вв.
В языке и речи
В современной русской речи могучей кучкой могут назвать небольшую группу сплочённых единомышленников.
Медиатека
Фотографии
- Памятник композитору М.А. Балакиреву в Нижнем Новгороде
|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Название принадлежит известному художественному и музыкальному критику, историку искусства '''В.В. Стасову''', идеологу и активному участнику этого содружества. В группу входили '''М.А. Балакирев''', '''А.П. Бородин''', '''Ц.А. Кюи''', '''М.П. Мусоргский''' и '''Н.А. Римский-Корсаков'''. Руководителем группы был '''М.А. Балакирев''', известный в середине XIX в. композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Отсюда второе название группы – ''балакиревский кружок''. | + | Название принадлежит известному художественному и музыкальному критику, историку искусства В.В. Стасову, идеологу и активному участнику этого содружества. В группу входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Руководителем группы был М.А. Балакирев, известный в середине XIX в. композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Отсюда второе название группы – ''балакиревский кружок''. |
| | | |
− | Сами композиторы называли своё содружество «Новая русская музыкальная школа» и считали себя наследниками '''М.И. Глинки''' и '''А.С. Даргомыжского'''. Содружество разрабатывало принципы новой русской музыки, основанной на народных мелодиях, и противопоставляло себя популярным у массовой публики итальянским композиторам. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русский музыкальный фольклора и церковное пение. | + | Сами композиторы называли своё содружество «Новая русская музыкальная школа» и считали себя наследниками М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Содружество разрабатывало принципы новой русской музыки, основанной на народных мелодиях, и противопоставляло себя популярным у массовой публики итальянским композиторам. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русский музыкальный фольклора и церковное пение. |
| | | |
| Содружество перестало существовать в середине 1870-х гг., но оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры. | | Содружество перестало существовать в середине 1870-х гг., но оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры. |