Версия 15:01, 24 декабря 2015
«Ма́стер и Маргари́та»
Роман М. А. Булгакова.
Энциклопедическая справка
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием - только в 1991 г.
Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия - сатирически-бытовая, герои которой - жители Москвы 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд - воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вторая сюжетная линия - авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе - Иешуа). Обе сюжетные линии романа - сегодняшний день и далёкое прошлое - переплетаются в истории жизни главного героя - Мастера - московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита - возлюбленная и верная спутница Мастера.
Центральные темы романа - художник и общество, борьба добра и зла.
«Мастер и Маргарита» - последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. Гёте, Э.Т.А. Гофмана.
В культуре
Роман «Мастер и Маргарита», пришедший к читателю через много лет после создания, сразу стал произведением русской классики ХХ в.; в последние десятилетия включается в школьные (см. школа) программы по литературе.
К роману обращались многие художники. Первые иллюстрации сделаны Н. Рушевой в 1960-е гг. Среди наиболее известных также циклы работ П.А. Оринянского и Г.В. Калиновского.
Роман много раз инсценировался, первой инсценировкой был спектакль на сцене Театра на Таганке (см. Таганка). Среди экранизаций романа наиболее известен сериал В. Бортко 2005 г.
В Москве у дома-музея Булгакова установлена скульптура «Коровьев и Бегемот» работы А.И. Рукавишникова, а у Патриарших прудов, где начинались события, описанные в романе, появился необычный дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами».
В языке и речи
Некоторые фразы романа стали крылатыми. Например: Осетрина второй свежести; Никогда не разговаривайте с неизвестными; Люди как люди… квартирный вопрос только испортил их (о москвичах); Нехорошая квартира; Попрошу не волновать интуриста; Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…. Самая известная среди них: Рукописи не горят - оказалась пророческой и по отношению к самому роману.
Медиатека
Видеосюжеты
- Мастер и Маргарита. Фильм В.В. Бортко (фрагмент)
|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием − только в 1991 г. | + | Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием - только в 1991 г. |
| | | |
− | Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия − сатирически−бытовая, герои которой − жители [[Москва|Москвы]] 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд − воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…''вечно хочет зла и вечно совершает благо''». Вторая сюжетная линия − авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе − Иешуа). Обе сюжетные линии романа − сегодняшний день и далёкое прошлое − переплетаются в истории жизни главного героя − Мастера − московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита − возлюбленная и верная спутница Мастера. | + | Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия - сатирически-бытовая, герои которой - жители [[Москва|Москвы]] 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд - воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…''вечно хочет зла и вечно совершает благо''». Вторая сюжетная линия - авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе - Иешуа). Обе сюжетные линии романа - сегодняшний день и далёкое прошлое - переплетаются в истории жизни главного героя - Мастера - московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита - возлюбленная и верная спутница Мастера. |
| | | |
− | Центральные темы романа − художник и общество, борьба добра и зла. | + | Центральные темы романа - художник и общество, борьба добра и зла. |
| | | |
− | «Мастер и Маргарита» − последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы − '''Н. В. Гоголя''', [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]], '''М. Е. Салтыкова-Щедрина''', И. Гёте, Э. Т. А. Гофмана. | + | «Мастер и Маргарита» - последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы - '''Н.В. Гоголя''', [[Достоевский Ф.М.|Ф.М. Достоевского]], '''М.Е. Салтыкова-Щедрина''', И. Гёте, Э.Т.А. Гофмана. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |