Братья Карамазовы (роман)/C1-C2: различия между версиями
Версия 12:33, 30 октября 2014
Роман Ф. М. Достоевского.
Энциклопедическая справка
«Братья Карамазовы» − последний роман Достоевского. Он был написан в 1878−1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879−1880 гг.
События романа развиваются в те же годы. Место действия − небольшой городок в центре России − Старая Русса. Главные герои романа − семья Карамазовых: отец Фёдор Павлович и его сыновья. Основная сюжетная линия романа − расследование убийства Фёдора Павловича Карамазова. Параллельно развиваются линии судьбы его сыновей, братьев Карамазовых, и их размышления о смысле человеческого существования, об ответственности человека за свои мысли и действия.
Старший брат Дмитрий − офицер, человек с горячим сердцем, способный на необдуманные слова и поступки, − обвинён в убийстве отца и принимает наказание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Считая, что это одинаково преступно, он судит себя самого судом совести, а не закона.
Средний брат Иван − студент, философ−атеист, отрицает созданный Богом мир. Герой−бунтарь провозглашает теорию «всё позволено», но в то же время считает, что счастье человечества не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Не принимая воплощения собственных концепций в жизни, Иван сходит с ума.
Младший брат Алёша − воплощение совести всех Карамазовых. Он мудр сердцем, а не разумом, любит всех и всеми любим. Алёша выбирает для себя путь служения Богу и становится монахом.
Внебрачный сын Фёдора Карамазова, названный в романе лишь по фамилии − Смердяков, служит лакеем у собственного отца, которого ненавидит и убивает, реализуя на практике философские взгляды своего брата Ивана. Смердяков кончает жизнь самоубийством.
Достоевский включил в роман легенду «Великий инквизитор», рассказывающую об искажении людьми, государством и католицизмом христианского учения.
Роман подводит читателя к выводу, что спасение человека от зла окружающей его жизни − только в нём самом, что только тогда люди будут счастливы, когда станут друг другу братьями и будут вместе трудиться.
В творчестве Достоевского роман «Братья Карамазовы» стал своеобразным итогом философских, религиозных и нравственных исканий писателя, попыткой воплощения гуманистического идеала.
В культуре
«Братья Карамазовы» − один из самых известных в русской литературе романов. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание и литературоведов, и философов. Особенно много внимания уделили произведению Достоевского русские философы ХХ в. (например, С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин).
Образы романа постоянно вызывают интерес читателей, исследователей, художников, позволяя создавать всё новые и новые философские и художественные интерпретации. Живописным произведением, наиболее созвучным образам романа, является картина М. В. Нестерова «Философы» (1917 г.) − двойной портрет религиозных философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, в котором многие увидели воплощение своих представлений о героях романа Достоевского − Алёше и Иване Карамазовых.
Роман «Братья Карамазовы» был неоднократно инсценирован. Наиболее известная экранизация романа − фильм режиссёра И. А. Пырьева (1969 г.).
В языке и речи
Крылатыми стали слова из романа: Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольётся слеза хотя бы одного ребёнка.