Лингвострановедческий словарь «Россия».

Мастер и Маргарита (роман)/C1-C2: различия между версиями


Версия 15:01, 24 декабря 2015

«Ма́стер и Маргари́та»

Роман М. А. Булгакова.

Энциклопедическая справка

Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием - только в 1991 г.

Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия - сатирически-бытовая, герои которой - жители Москвы 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд - воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вторая сюжетная линия - авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе - Иешуа). Обе сюжетные линии романа - сегодняшний день и далёкое прошлое - переплетаются в истории жизни главного героя - Мастера - московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита - возлюбленная и верная спутница Мастера.

Центральные темы романа - художник и общество, борьба добра и зла.

«Мастер и Маргарита» - последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. Гёте, Э.Т.А. Гофмана.

В культуре

Роман «Мастер и Маргарита», пришедший к читателю через много лет после создания, сразу стал произведением русской классики ХХ в.; в последние десятилетия включается в школьные (см. школа) программы по литературе.

К роману обращались многие художники. Первые иллюстрации сделаны Н. Рушевой в 1960-е гг. Среди наиболее известных также циклы работ П.А. Оринянского и Г.В. Калиновского.

Роман много раз инсценировался, первой инсценировкой был спектакль на сцене Театра на Таганке (см. Таганка). Среди экранизаций романа наиболее известен сериал В. Бортко 2005 г.

В Москве у дома-музея Булгакова установлена скульптура «Коровьев и Бегемот» работы А.И. Рукавишникова, а у Патриарших прудов, где начинались события, описанные в романе, появился необычный дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

В языке и речи

Некоторые фразы романа стали крылатыми. Например: Осетрина второй свежести; Никогда не разговаривайте с неизвестными; Люди как люди… квартирный вопрос только испортил их (о москвичах); Нехорошая квартира; Попрошу не волновать интуриста; Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…. Самая известная среди них: Рукописи не горят - оказалась пророческой и по отношению к самому роману.

Медиатека

Видеосюжеты

  1. Мастер и Маргарита. Фильм В.В. Бортко (фрагмент)
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием только в 1991 г.
+
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием - только в 1991 г.
   −
Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия − сатирически−бытовая, герои которой жители [[Москва|Москвы]] 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…''вечно хочет зла и вечно совершает благо''». Вторая сюжетная линия авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе Иешуа). Обе сюжетные линии романа сегодняшний день и далёкое прошлое переплетаются в истории жизни главного героя Мастера московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита возлюбленная и верная спутница Мастера.
+
Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия - сатирически-бытовая, герои которой - жители [[Москва|Москвы]] 20-30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд - воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И. Гёте, введённым в эпиграф романа, «…''вечно хочет зла и вечно совершает благо''». Вторая сюжетная линия - авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе - Иешуа). Обе сюжетные линии романа - сегодняшний день и далёкое прошлое - переплетаются в истории жизни главного героя - Мастера - московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита - возлюбленная и верная спутница Мастера.
   −
Центральные темы романа художник и общество, борьба добра и зла.
+
Центральные темы романа - художник и общество, борьба добра и зла.
   −
«Мастер и Маргарита» последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы '''Н. В. Гоголя''', [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]], '''М. Е. Салтыкова-Щедрина''', И. Гёте, Э. Т. А. Гофмана.
+
«Мастер и Маргарита» - последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы - '''Н.В. Гоголя''', [[Достоевский Ф.М.|Ф.М. Достоевского]], '''М.Е. Салтыкова-Щедрина''', И. Гёте, Э.Т.А. Гофмана.
    
= В культуре =
 
= В культуре =