«Брáтья Карамáзовы»
Роман Ф. М. Достоевского.
Энциклопедическая справка
«Братья Карамазовы» − последний роман Достоевского. Он был написан в 1878−1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879−1880 гг.
События романа развиваются в те же годы. Место действия − небольшой городок в центре России − Старая Русса. Главные герои романа − семья Карамазовых: отец Фёдор Павлович и его сыновья. Основная сюжетная линия романа − расследование убийства Фёдора Павловича Карамазова. Параллельно развиваются линии судьбы его сыновей, братьев Карамазовых, и их размышления о смысле человеческого существования, об ответственности человека за свои мысли и действия.
Старший брат Дмитрий − офицер, человек с горячим сердцем, способный на необдуманные слова и поступки, − обвинён в убийстве отца и принимает наказание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Считая, что это одинаково преступно, он судит себя самого судом совести, а не закона.
Средний брат Иван − студент, философ−атеист, отрицает созданный Богом мир. Герой−бунтарь провозглашает теорию «всё позволено», но в то же время считает, что счастье человечества не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Не принимая воплощения собственных концепций в жизни, Иван сходит с ума.
Младший брат Алёша − воплощение совести всех Карамазовых. Он мудр сердцем, а не разумом, любит всех и всеми любим. Алёша выбирает для себя путь служения Богу и становится монахом.
Внебрачный сын Фёдора Карамазова, названный в романе лишь по фамилии − Смердяков, служит лакеем у собственного отца, которого ненавидит и убивает, реализуя на практике философские взгляды своего брата Ивана. Смердяков кончает жизнь самоубийством.
Достоевский включил в роман легенду «Великий инквизитор», рассказывающую об искажении людьми, государством и католицизмом христианского учения.
Роман подводит читателя к выводу, что спасение человека от зла окружающей его жизни − только в нём самом, что только тогда люди будут счастливы, когда станут друг другу братьями и будут вместе трудиться.
В творчестве Достоевского роман «Братья Карамазовы» стал своеобразным итогом философских, религиозных и нравственных исканий писателя, попыткой воплощения гуманистического идеала.
В культуре
«Братья Карамазовы» − один из самых известных в русской литературе романов. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание и литературоведов, и философов. Особенно много внимания уделили произведению Достоевского русские философы ХХ в. (например, С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин).
Образы романа постоянно вызывают интерес читателей, исследователей, художников, позволяя создавать всё новые и новые философские и художественные интерпретации. Живописным произведением, наиболее созвучным образам романа, является картина М. В. Нестерова «Философы» (1917 г.) − двойной портрет религиозных философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, в котором многие увидели воплощение своих представлений о героях романа Достоевского − Алёше и Иване Карамазовых.
Роман «Братья Карамазовы» был неоднократно инсценирован. Наиболее известная экранизация романа − фильм режиссёра И. А. Пырьева (1969 г.).
В языке и речи
Крылатыми стали слова из романа: Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольётся слеза хотя бы одного ребёнка.
|
|
Строка 3: |
Строка 3: |
| Роман [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]]. | | Роман [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]]. |
| | | |
− | «Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского. Он был написан в 1878—1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879—1880 гг.
| + | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | События романа развиваются в те же годы. Место действия — небольшой городок в центре России — Старая Русса. Главные герои романа — семья Карамазовых: отец Федор Павлович и его сыновья. Основная сюжетная линия романа — расследование убийства Федора Павловича Карамазова. Параллельно развиваются линии судьбы его сыновей, братьев Карамазовых, и их размышления о смысле человеческого существования, об ответственности человека за свои мысли и действия.
| + | «Братья Карамазовы» − последний роман Достоевского. Он был написан в 1878−1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879−1880 гг. |
| | | |
− | Старший брат Дмитрий — офицер, человек с горячим сердцем, способный на необдуманные слова и поступки, — обвинен в убийстве отца и принимает наказание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Считая, что это одинаково преступно, он судит себя самого судом совести, а не закона.
| + | События романа развиваются в те же годы. Место действия − небольшой городок в центре России − Старая Русса. Главные герои романа − семья Карамазовых: отец Фёдор Павлович и его сыновья. Основная сюжетная линия романа − расследование убийства Фёдора Павловича Карамазова. Параллельно развиваются линии судьбы его сыновей, братьев Карамазовых, и их размышления о смысле человеческого существования, об ответственности человека за свои мысли и действия. |
| | | |
− | Средний брат Иван — студент, философ-атеист, отрицает созданный Богом мир. Герой-бунтарь провозглашает теорию «все позволено», но в то же время считает, что счастье человечества не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка. Не принимая воплощения собственных концепций в жизни, Иван сходит с ума.
| + | Старший брат Дмитрий − офицер, человек с горячим сердцем, способный на необдуманные слова и поступки, − обвинён в убийстве отца и принимает наказание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Считая, что это одинаково преступно, он судит себя самого судом совести, а не закона. |
| | | |
− | Младший брат Алеша — воплощение совести всех Карамазовых. Он мудр сердцем, а не разумом, любит всех и всеми любим. Алеша выбирает для себя путь служения Богу и становится монахом.
| + | Средний брат Иван − студент, философ−атеист, отрицает созданный Богом мир. Герой−бунтарь провозглашает теорию «всё позволено», но в то же время считает, что счастье человечества не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Не принимая воплощения собственных концепций в жизни, Иван сходит с ума. |
| | | |
− | Внебрачный сын Федора Карамазова, названный в романе лишь по фамилии — Смердяков, служит лакеем у собственного отца, которого ненавидит и убивает, реализуя на практике философские взгляды своего брата Ивана. Смердяков кончает жизнь самоубийством. | + | Младший брат Алёша − воплощение совести всех Карамазовых. Он мудр сердцем, а не разумом, любит всех и всеми любим. Алёша выбирает для себя путь служения Богу и становится монахом. |
| + | |
| + | Внебрачный сын Фёдора Карамазова, названный в романе лишь по фамилии − Смердяков, служит лакеем у собственного отца, которого ненавидит и убивает, реализуя на практике философские взгляды своего брата Ивана. Смердяков кончает жизнь самоубийством. |
| | | |
| Достоевский включил в роман легенду «Великий инквизитор», рассказывающую об искажении людьми, государством и католицизмом христианского учения. | | Достоевский включил в роман легенду «Великий инквизитор», рассказывающую об искажении людьми, государством и католицизмом христианского учения. |
| | | |
− | Роман подводит читателя к выводу, что спасение человека от зла окружающей его жизни — только в нем самом, что только тогда люди будут счастливы, когда станут друг другу братьями и будут вместе трудиться. | + | Роман подводит читателя к выводу, что спасение человека от зла окружающей его жизни − только в нём самом, что только тогда люди будут счастливы, когда станут друг другу братьями и будут вместе трудиться. |
| | | |
| В творчестве Достоевского роман «Братья Карамазовы» стал своеобразным итогом философских, религиозных и нравственных исканий писателя, попыткой воплощения гуманистического идеала. | | В творчестве Достоевского роман «Братья Карамазовы» стал своеобразным итогом философских, религиозных и нравственных исканий писателя, попыткой воплощения гуманистического идеала. |
| | | |
− | «Братья Карамазовы» — один из самых известных в русской литературе романов. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание и литературоведов, и философов. Особенно много внимания уделили произведению Достоевского русские философы ХХ в. (например, С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин). | + | = В культуре = |
| + | |
| + | «Братья Карамазовы» − один из самых известных в русской литературе романов. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание и литературоведов, и философов. Особенно много внимания уделили произведению Достоевского русские философы ХХ в. (например, С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин). |
| + | |
| + | Образы романа постоянно вызывают интерес читателей, исследователей, художников, позволяя создавать всё новые и новые философские и художественные интерпретации. Живописным произведением, наиболее созвучным образам романа, является картина '''М. В. Нестерова''' «Философы» (1917 г.) − двойной портрет религиозных философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, в котором многие увидели воплощение своих представлений о героях романа Достоевского − Алёше и Иване Карамазовых. |
| + | |
| + | Роман «Братья Карамазовы» был неоднократно инсценирован. Наиболее известная экранизация романа − фильм режиссёра '''И. А. Пырьева''' (1969 г.). |
| | | |
− | Образы романа постоянно вызывают интерес читателей, исследователей, художников, вызывая все новые и новые философские и художественные интерпретации. Живописным произведением, наиболее созвучным образам романа, является картина '''М. В. Нестерова''' «Философы» (1917 г.) — двойной портрет религиозных философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, в котором многие увидели воплощение своих представлений о героях романа Достоевского — Алеше и Иване Карамазовых.
| + | = В языке и речи = |
| | | |
− | Роман «Братья Карамазовы» был неоднократно инсценирован. Наиболее известная экранизация романа — фильм режиссера '''И. А. Пырьева''' (1969 г.).
| + | Крылатыми стали слова из романа: ''Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольётся слеза хотя бы одного ребёнка''. |
| | | |
− | Крылатыми стали слова из романа: ''Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольется слеза хотя бы одного ребенка''.
| + | [[Категория:Художественная литература]] |