«Бронено́сец "Потëмкин"»
Художественный историко−революционный фильм.
Энциклопедическая справка
Снят в 1925 г. (в 1930 г. записан звук) на 1−ой фабрике ГОСКИНО. Режиссёр − С. М. Эйзенштейн, сорежиссёр − Г. В. Александров. Композиторы − Н. Н. Крюков (1950 г.) и Д. Д. Шостакович (1976 г.).
Фильм посвящён восстанию матросов черноморского флота на броненосце «Князь Потëмкин Таврический» в июне 1905 г.. Восстание поддержали жители Одессы, против них выступили войска и расстреляли мирную демонстрацию.
В фильме нет одного или нескольких главных героев. Коллективным героем для режиссёра является толпа. Классическими стали кадры расстрела демонстрации на лестнице Приморского бульвара в Одессе: солдаты идут вниз, падают люди, катится детская коляска с ребёнком.
В картине режиссёр использовал новые, разработанные им принципы монтажа, который считал ключевым элементом кинематографической выразительности. Фильм был снят чёрно−белым, единственным цветным пятном был красный флаг на мачте корабля, раскрашенный Эйзенштейном на плёнке вручную.
В культуре
«Броненосец „Потëмкин“» сразу получил большую известность. В 1926 г. он был удостоен приза на выставке в Париже и назван лучшим Американской Академией киноискусства, в 1950-х гг. кинокритиками признан лучшим фильмом всех времён и народов.
Фильм по-прежнему остаётся одним из самых известных произведений мирового киноискусства, революционным по форме и содержанию.
В языке и речи
После выхода фильма на экраны лестницу Приморского бульвара в Одессе стали называть Потëмкинской.
Медиатека
Фотографии
- Сергей Михайлович Эйзенштейн. Фотография 1927—1928 годов
Видеосюжеты
- Фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец „Потëмкин“» (фрагмент 1)
- Фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец „Потëмкин“» (фрагмент 2)
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=«Броненóсец "Потëмкин"»|image=Bron pot s.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=«Бронено́сец "Потëмкин"»|image=Bron pot s.jpg}} |
| | | |
− | Художественный историко−революционный фильм. Снят в 1925 г. (в 1930 г. записан звук) на 1−ой фабрике ГОСКИНО. Режиссёр − '''С. М. Эйзенштейн''', сорежиссёр − Г. В. Александров. Композиторы − Н. Н. Крюков (1950 г.) и '''Д. Д. Шостакович''' (1976 г.). | + | Художественный историко−революционный фильм. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| + | |
| + | Снят в 1925 г. (в 1930 г. записан звук) на 1−ой фабрике ГОСКИНО. Режиссёр − '''С. М. Эйзенштейн''', сорежиссёр − Г. В. Александров. Композиторы − Н. Н. Крюков (1950 г.) и '''Д. Д. Шостакович''' (1976 г.). |
| | | |
| Фильм посвящён восстанию матросов черноморского флота на броненосце «Князь Потëмкин Таврический» в июне '''1905 г.'''. Восстание поддержали жители Одессы, против них выступили войска и расстреляли мирную демонстрацию. | | Фильм посвящён восстанию матросов черноморского флота на броненосце «Князь Потëмкин Таврический» в июне '''1905 г.'''. Восстание поддержали жители Одессы, против них выступили войска и расстреляли мирную демонстрацию. |
Строка 9: |
Строка 11: |
| В фильме нет одного или нескольких главных героев. Коллективным героем для режиссёра является толпа. Классическими стали кадры расстрела демонстрации на лестнице Приморского бульвара в Одессе: солдаты идут вниз, падают люди, катится детская коляска с ребёнком. | | В фильме нет одного или нескольких главных героев. Коллективным героем для режиссёра является толпа. Классическими стали кадры расстрела демонстрации на лестнице Приморского бульвара в Одессе: солдаты идут вниз, падают люди, катится детская коляска с ребёнком. |
| | | |
− | В картине режиссёр использовал новые, разработанные им принципы монтажа, который считал ключевым элементом кинематографической выразительности. Фильм был снят черно−белым, единственным цветным пятном был красный флаг на мачте корабля, раскрашенный Эйзенштейном на плёнке вручную. | + | В картине режиссёр использовал новые, разработанные им принципы монтажа, который считал ключевым элементом кинематографической выразительности. Фильм был снят чёрно−белым, единственным цветным пятном был красный флаг на мачте корабля, раскрашенный Эйзенштейном на плёнке вручную. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | «Броненосец "Потëмкин"» сразу получил большую известность. В 1926 г. он был удостоен приза на выставке в Париже и назван лучшим Американской Академией киноискусства, в 1950-х гг. кинокритиками признан лучшим фильмом всех времён и народов. | + | «Броненосец „Потëмкин“» сразу получил большую известность. В 1926 г. он был удостоен приза на выставке в Париже и назван лучшим Американской Академией киноискусства, в 1950-х гг. кинокритиками признан лучшим фильмом всех времён и народов. |
| | | |
| Фильм по-прежнему остаётся одним из самых известных произведений мирового киноискусства, революционным по форме и содержанию. | | Фильм по-прежнему остаётся одним из самых известных произведений мирового киноискусства, революционным по форме и содержанию. |
Строка 25: |
Строка 27: |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
| | | |
− | # [[Медиатека:С.М. Эйзенштейн. Фотография 1927-1928 годов|Сергей Михайлович Эйзенштейн. Фотография 1927-1928 годов]]<br /> | + | # [[Медиатека:С.М. Эйзенштейн. Фотография 1927-1928 годов|Сергей Михайлович Эйзенштейн. Фотография 1927—1928 годов]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
| | | |
− | # [[Медиатека:Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 1)|Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 1)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 1)|Фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец „Потëмкин“» (фрагмент 1)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 2)|Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 2)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потëмкин"» (фрагмент 2)|Фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец „Потëмкин“» (фрагмент 2)]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Театр и кино]] | | [[Категория:Театр и кино]] |