Могучая кучка/C1-C2: различия между версиями
Версия 13:18, 26 ноября 2014
Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 1850−х − начале 1860−х гг.
Энциклопедическая справка
Название принадлежит известному художественному и музыкальному критику, историку искусства В. В. Стасову, идеологу и активному участнику этого содружества. В группу входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский−Корсаков. Руководителем группы был М. А. Балакирев, известный в середине XIX в. композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Отсюда второе название группы − балакиревский кружок.
Сами композиторы называли своё содружество «Новая русская музыкальная школа» и считали себя наследниками М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Содружество разрабатывало принципы новой русской музыки, основанной на народных мелодиях, и противопоставляло себя популярным у массовой публики итальянским композиторам. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русский музыкальный фольклора и церковное пение.
Содружество перестало существовать в середине 1870−х гг., но оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры.
В культуре
Членами Балакиревского кружка были написаны оперы на сюжеты русского фольклора и истории Древней Руси, ставшие классикой русской оперы. Среди них: «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского−Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Традиции «Могучей кучки» продолжились в творчестве многих русских композиторов конца XIX − первой половины XX вв.
В языке и речи
В современной русской речи могучей кучкой могут назвать небольшую группу сплочённых единомышленников.