Лингвострановедческий словарь «Россия».

Рабочий/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 14:58, 12 сентября 2025

Rabochiy new.jpg
рабóчий

Человек, занятый преимущественно физическим трудом в сфере материального производства.

Энциклопедическая справка

Слово рабочий в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли работными людьми.

Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. крестьянство), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на заработки. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то есть трудящиеся на предприятиях, появились лишь после отмены крепостного права (см. крепостной) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. Половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъёмов, когда в городе не хватало рабочей силы (синоним слова рабочие). Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры.

В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. КПСС); в 1905 г. появились советы (см. совет) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. большевик) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг.

После Октябрьской революции 1917 г., особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В 1935 г. в СССР зародилось Стахановское движение — массовое движение за повышение производительности труда путём совершенствования его организации и рационального использования техники. Названо по имени Алексея Григорьевича Стаханова — забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс).

Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): при получении путёвок в дома отдыха или санатории, при получении квартиры, при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др.

В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счёт оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда. С другой стороны, многие рабочие профессии по-прежнему востребованы и требуют знаний и умений работать с современной техникой.

Рабочие профессии получают в учебных заведениях: колледжах, училищах, техникумах, на курсах после окончания 9 или 11 класса школы. В стране регулярно проходит Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». По итогам конкурса победителям выплачиваются премии: за первое место — 1 млн рублей, за второе — 500 тыс. рублей, за третье — 300 тыс. рублей.

В культуре

В русском изобразительном искусстве рабочий впервые появился на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.). После Октябрьской революции 1917 г. изображение рабочих (и крестьян) стало обязательным для художников, лояльно относящихся к советской власти. С 1920-х гг. в советском изобразительном искусстве начала развиваться так называемая производственная тема; главным героем портретной живописи и сюжетных полотен стал сталевар, строитель, шофёр, рабочий – учащийся рабфака (рабочего факультета) и т.д. Самым известным групповым портретом рабочих середины XX в. стала картина В.Е. Попкова «Строители Братска».

Широко известны полотна А.Дейнеки («Перед спуском в шахту», «У табельной»), Ю. Пименова («Даешь тяжелую индустрию», «Работницы Уралмаша»), Т. Салахова («Нефтяник», «Ремонтники»).

На агитационных плакатах советских лет мужчина-рабочий обычно изображался рядом с женщиной-крестьянкой и представителем интеллигенции – учителем, врачом, учёным.

Апофеозом союза рабочего класса и крестьянства в изобразительном искусстве стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 г. для Всемирной выставки в Париже. Увеличенная копия скульптуры установлена у входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Союз рабочего класса и крестьянства символизировал и герб СССР, в центре которого были изображены серп и молот.

В русской литературе дореволюционного периода образы рабочих созданы в известном романе Максима Горького «Мать» (1906 г.). Его герой Павел Власов в годы советской власти считался идеалом молодого рабочего-революционера.

В советское время производственная тема пришла в кино и на сцену театра. Самые известные фильмы о рабочих – трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Л.З. Трауберга и Г.М. Козинцева; «Большая семья» И.Е. Хейфица; «Высота» А.Г. Зархи; «Девчата» Ю.С. Чулюкина; «Москва слезам не верит» В.В. Меньшова, «Большая перемена» А.Коренева. Образы рабочих-интеллигентов, носителей нравственного начала, созданы в кино Иваном Лапиковым, Николаем Чирковым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым. С большим успехом в 1970-х гг. шли спектакли по пьесам «Заседание парткома» А.И. Гельмана и «Сталевары» Г.К. Бокарева.

Людям рабочих профессий посвящались песни. Самые известные из них: «Руки рабочих» В. Баснера на слова М. Матусовского; «Не кочегары мы, не плотники» Р.К. Щедрина на слова В.Котова из фильма «Высота» А. Зархи.; «Песенка шофера» (слова А.Винницкого, музыка К. Санторо из кинофильма «Там, где кончается асфальт»), «Лесорубы» А. Островского на слова М.Танича и др.

В языке и речи

В советской публицистике эксплуатировались выражения рабочая закалка, рабочий характер, рабочая династия, рабочая гордость и пр. В русском языке синонимом слова рабочие является словосочетание рабочие руки. Государством рабочих и крестьян называли СССР.

Медиатека

Тексты

  1. М. Горький. Роман «Мать» (речь Павла Власова на суде)
  2. М.И. Танич. Слова песни «Лесорубы»

Репродукции

  1. Н.А. Ярошенко. «Кочегар»
  2. А.А. Дейнека. «Перед спуском в шахту»
  3. Ю.И. Пименов. «Даёшь тяжелую индустрию»
  4. А.А. Дейнека. «Стахановцы»
  5. В.Е. Попков. «Строители Братска»
  6. Агитационные плакаты советских лет

Фотографии

  1. Скульптура «Рабочий и колхозница»
  2. Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Рабочий и колхозница
 
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника)Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=рабóчий|image=Rabochiy new.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=рабóчий|image=Rabochiy new.jpg}}
   −
Человек, занятый физическим трудом в сфере материального производства.
+
Человек, занятый преимущественно физическим трудом в сфере материального производства.
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
 
Слово ''рабочий'' в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли ''работными людьми''.
 
Слово ''рабочий'' в его современном значении появилось во второй половине XIX в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России XVII – первой половины XIX вв. называли ''работными людьми''.
   −
Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на ''заработки''. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то есть трудящиеся на предприятиях, явились на исторической сцене лишь после отмены крепостного права (см. [[Крепостной|крепостной]]) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в [[Деревня|деревню]] на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъёмов, когда в городе не хватало ''рабочей силы'' (экономический термин, синоним слова рабочие). Таким образом, между рабочими и крестьянами в России поддерживался постоянный и двусторонний контракт. Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры. Даже и по состоянию большинство рабочих были записаны как крестьяне. ''Государством рабочих и крестьян'' называли СССР. Союз рабочего класса и крестьянства символизировал советский герб, в центре которого были изображены серп и молот. Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): например, при получении путёвок в дома отдыха или санатории, при получении [[Квартира|квартиры]], при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др.
+
Русские рабочие в подавляющем большинстве происходили из крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]), волею помещиков приставленных к изготовлению предметов обихода, а затем к промышленному производству, или ушедших в город на заработки. Первые русские рабочие в точном смысле этого слова, то есть трудящиеся на предприятиях, появились лишь после отмены крепостного права (см. [[Крепостной|крепостной]]) в 1861 г., и к началу XX в. их численность составляла 15 млн. человек – примерно 10% всего населения. Половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Вместе с тем, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы, а также во время экономических подъёмов, когда в городе не хватало ''рабочей силы'' (синоним слова ''рабочие''). Городской рабочий конца XIX – начала XX в. говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры.  
   −
В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. [[КПСС]]); в 1905 г. появились советы (см. [[Совет|совет]]) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. [[Большевик|большевик]]) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг. Слой рабочих фабрично-заводской промышленности к этому времени составлял (с семьями) 7,2 миллиона человек, из них взрослых мужчин – 1,8 млн. человек. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счёт оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда.
+
В конце XIX в. в России окрепло рабочее движение, были созданы политические организации и партии рабочих, в том числе Российская социал-демократическая рабочая партия (см. [[КПСС]]); в 1905 г. появились советы (см. [[Совет|совет]]) рабочих депутатов – первые революционно-демократические органы власти. К 1914 г. главными носителями революционного духа и опорой большевиков (см. [[Большевик|большевик]]) стали кадровые рабочие и молодые рабочие из крестьян, чьё сознание формировалось в годы Революции 1905-1907 гг.  
 +
 
 +
После Октябрьской революции 1917 г., особенно в годы индустриализации, количество рабочих в стране резко возросло. В 1935 г. в СССР  зародилось Стахановское движение — массовое движение за повышение производительности труда путём совершенствования его организации и рационального использования техники. Названо по имени Алексея Григорьевича Стаханова — забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс).
 +
 
 +
Рабочие в СССР пользовались некоторыми привилегиями (по сравнению с другими слоями населения): при получении путёвок в дома отдыха или санатории, при получении квартиры, при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и др.
 +
 
 +
В современной России численность рабочих, занимающихся производительным трудом, заметно сократилась за счёт оттока в сферу обслуживания и другие непроизводственные сферы труда. С другой стороны, многие рабочие профессии по-прежнему востребованы и требуют знаний и умений работать с современной техникой.
 +
 
 +
Рабочие профессии  получают в учебных заведениях: колледжах, училищах,  техникумах, на курсах после окончания 9 или 11 класса школы. В стране регулярно проходит Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». По итогам конкурса победителям выплачиваются премии: за первое место — 1 млн рублей, за второе — 500 тыс. рублей,  за третье — 300 тыс. рублей.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
В изобразительном искусстве рабочий впервые появился на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.) После Октябрьской революции 1917 г. изображение рабочих (и крестьян) стало обязательным для художников, лояльно относящихся к [[Советская власть|советской власти]]. Начиная с 1920-х гг. в советском изобразительном искусстве начала развиваться так называемая ''производственная тема''; главным героем портретной живописи и сюжетных полотен стал сталевар, строитель, шофёр, рабочий – учащийся рабфака (рабочего факультета) и т.д. Самым известным групповым портретом рабочих середины XX в. стала картина В.Е. Попкова «Строители Братска». На агитационных плакатах советских лет мужчина-рабочий обычно изображался рядом с женщиной-крестьянкой и представителем [[Интеллигенция|интеллигенции]] – учителем, врачом, учёным. Апофеозом союза рабочего класса и крестьянства в изобразительном искусстве стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 г. для Всемирной выставки в Париже. Увеличенная копия скульптуры была установлена у входа на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ныне Всероссийский выставочный центр – ВВЦ).
+
В русском изобразительном искусстве рабочий впервые появился на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.). После Октябрьской революции 1917 г. изображение рабочих (и крестьян) стало обязательным для художников, лояльно относящихся к советской власти. С 1920-х гг. в советском изобразительном искусстве начала развиваться так называемая производственная тема; главным героем портретной живописи и сюжетных полотен стал сталевар, строитель, шофёр, рабочий – учащийся рабфака (рабочего факультета) и т.д. Самым известным групповым портретом рабочих середины XX в. стала картина В.Е. Попкова «Строители Братска».  
   −
В русской литературе дореволюционного периода образы рабочих представлены в известном романе [[Максим Горький/C1-C2|Максима Горького]] [[Мать (роман)/C1-C2|«Мать»]] (1906 г.). Его герой Павел Власов в годы советской власти считался идеалом молодого рабочего-революционера. В советское время производственная тема пришла в кино и на сцену театра. Самые известные фильмы о рабочих – трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Л.З. Трауберга и Г.М. Козинцева; «Большая семья» И.Е. Хейфица; «Высота» А.Г. Зархи; «Девчата» Ю.С. Чулюкина; [[Москва слезам не верит (фильм)/C1-C2|«Москва слезам не верит»]] В.В. Меньшова. Образы рабочих-интеллигентов, носителей нравственного начала, созданы в кино Иваном Лапиковым, Николаем Чирковым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым. С большим успехом в 1970-х гг. шли спектакли по пьесам «Заседание парткома» А.И. Гельмана и «Сталевары» Г.К. Бокарева.
+
Широко известны полотна А.Дейнеки («Перед спуском в шахту», «У табельной»), Ю. Пименова («Даешь тяжелую индустрию», «Работницы Уралмаша»), Т. Салахова («Нефтяник», «Ремонтники»).
 +
 
 +
На агитационных плакатах советских лет мужчина-рабочий обычно изображался рядом с женщиной-крестьянкой и представителем интеллигенции – учителем, врачом, учёным.
 +
 
 +
Апофеозом союза рабочего класса и крестьянства в изобразительном искусстве стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 г. для Всемирной выставки в Париже. Увеличенная копия скульптуры установлена у входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).
 +
 
 +
Союз рабочего класса и крестьянства символизировал и герб СССР, в центре которого были изображены серп и молот.
 +
 
 +
В русской литературе дореволюционного периода образы рабочих созданы в известном романе Максима Горького «Мать» (1906 г.). Его герой Павел Власов в годы советской власти считался идеалом молодого рабочего-революционера.  
 +
 
 +
В советское время производственная тема пришла в кино и на сцену театра. Самые известные фильмы о рабочих – трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Л.З. Трауберга и Г.М. Козинцева; «Большая семья» И.Е. Хейфица; «Высота» А.Г. Зархи; «Девчата» Ю.С. Чулюкина; «Москва слезам не верит» В.В. Меньшова, «Большая перемена» А.Коренева. Образы рабочих-интеллигентов, носителей нравственного начала, созданы в кино Иваном Лапиковым, Николаем Чирковым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым. С большим успехом в 1970-х гг. шли спектакли по пьесам «Заседание парткома» А.И. Гельмана и «Сталевары» Г.К. Бокарева.
 +
 
 +
Людям рабочих профессий посвящались песни. Самые известные из них: «Руки рабочих» В. Баснера на слова М. Матусовского; «Не кочегары мы, не плотники»  Р.К. Щедрина на слова В.Котова из фильма «Высота» А. Зархи.; «Песенка шофера» (слова А.Винницкого,  музыка К. Санторо из кинофильма «Там, где кончается асфальт»),  «Лесорубы» А. Островского на слова М.Танича и др.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
В советской публицистике эксплуатировались выражения ''рабочая закалка'', ''рабочий характер'', ''рабочая династия'', ''рабочая гордость'' и пр. В русском языке синонимом слова ''рабочие'' является словосочетание ''рабочие руки''.
+
В советской публицистике эксплуатировались выражения ''рабочая закалка'', ''рабочий характер'', ''рабочая династия'', ''рабочая гордость'' и пр. В русском языке синонимом слова ''рабочие'' является словосочетание ''рабочие руки''. ''Государством рабочих и крестьян'' называли СССР.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =
 +
== Тексты ==
 +
# [[Медиатека:М. Горький. Роман «Мать» (речь Павла Власова)|М. Горький. Роман «Мать» (речь Павла Власова на суде)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Текст песни М. Танича Лесорубы|М.И. Танич. Слова песни «Лесорубы»]]<br />
 +
 
== Репродукции ==
 
== Репродукции ==
 
# [[Медиатека:Ярошенко Н.А. Кочегар|Н.А. Ярошенко. «Кочегар»]]<br />
 
# [[Медиатека:Ярошенко Н.А. Кочегар|Н.А. Ярошенко. «Кочегар»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Дейнека А.А. Перед спуском в шахту|А.А. Дейнека. «Перед спуском в шахту»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Пименов Ю.И. Даёшь тяжелую индустрию|Ю.И. Пименов. «Даёшь тяжелую индустрию»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Дейнека А.А. Стахановцы|А.А. Дейнека. «Стахановцы»]]<br />
 
# [[Медиатека:Попков В.Е. Строители Братска|В.Е. Попков. «Строители Братска»]]<br />
 
# [[Медиатека:Попков В.Е. Строители Братска|В.Е. Попков. «Строители Братска»]]<br />
 
# [[Медиатека:Плакаты советских лет|Агитационные плакаты советских лет]]<br />
 
# [[Медиатека:Плакаты советских лет|Агитационные плакаты советских лет]]<br />
Строка 26: Строка 53:  
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
 
# [[Медиатека:Скульптура Рабочий и колхозница. фото|Скульптура «Рабочий и колхозница»]]<br />
 
# [[Медиатека:Скульптура Рабочий и колхозница. фото|Скульптура «Рабочий и колхозница»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата»|Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»]]<br />
    +
= Интерактивные задания =
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/RabKolh_pf_1 Рабочий и колхозница]<br />
       
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Социальные слои]]
 
[[Категория:Социальные слои]]