Могучая кучка/C1-C2: различия между версиями
Версия 13:50, 21 октября 2019

Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 1850-х – начале 1860-х гг.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Название принадлежит известному художественному и музыкальному критику, историку искусства В.В. Стасову, идеологу и активному участнику этого содружества. В группу входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Руководителем группы был М.А. Балакирев, известный в середине XIX в. композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Отсюда второе название группы – балакиревский кружок.
Сами композиторы называли своё содружество «Новая русская музыкальная школа» и считали себя наследниками М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Содружество разрабатывало принципы новой русской музыки, основанной на народных мелодиях, и противопоставляло себя популярным у массовой публики итальянским композиторам. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русский музыкальный фольклора и церковное пение.
Содружество перестало существовать в середине 1870-х гг., но оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры.
В культуре
Членами Балакиревского кружка были написаны оперы на сюжеты русского фольклора и истории Древней Руси, ставшие классикой русской оперы. Среди них: «Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Царская невеста» и «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина.
Традиции «Могучей кучки» продолжились в творчестве многих русских композиторов конца XIX – первой половины XX вв.
В языке и речи
В современной русской речи могучей кучкой могут назвать небольшую группу сплочённых единомышленников.