Лингвострановедческий словарь «Россия».

Варяг (крейсер)/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 13:48, 31 октября 2018

Crusier Variag s.jpg
«Варя́г»

Один из лучших крейсеров Российской империи начала XX в.

Энциклопедическая справка

Вступил в строй в 1902 г., в своём классе был сильнейшим и самым быстроходным кораблём в мире. Прославился во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда вместе с канонерской лодкой «Кореец» принял у порта Чемульпо (Корея) неравный бой с 14 боевыми кораблями японской эскадры. Экипажи «Варяга» и «Корейца», не желая сдаваться врагу, затопили свои корабли. В 1905 г. «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя», в 1916 г. выкуплен Николаем II и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем. В начале 1917 г. ушёл на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции (см. Октябрьская революция 1917 г.) был продан официальным представителям России, в 1920 г. перепродан германским фирмам на слом. При буксировке попал в шторм и затонул в Ирландском море. В 1925 г. останки «Варяга» были подняты со дна моря и утилизированы.

В культуре

Памятники героям «Варяга» установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

Память о подвиге моряков сохранилась и в знаменитых песнях − «Плещут холодные волны» Ф. Богородского на слова Я. Репнинского и «Варяг» (или «Гибель «Варяга»») А. Турищева на слова немецкого поэта Р. Грейца в переводе Е.М. Студенской.

В языке и речи

Стали крылатыми словами строки из этих песен:

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский флаг!
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».
(«Плещут холодные волны»)

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
(«Варяг»)

Медиатека

Репродукции

  1. П.Т. Мальцев. «Крейсер Варяг»

Фотографии

  1. Крейсер «Варяг» на верфи завода «Чарльз Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии
  2. Крейсер «Варяг» на Кронштадтском рейде
  3. Крейсер «Варяг» после боя в Чемульпо
  4. Крейсер «Варяг» на камнях у берегов Шотландии
  5. Монумент нижним чинам экипажа крейсера «Варяг» во Владивостоке
  6. Памятник крейсеру «Варяг» в порту Чемульпо
 
(не показано 18 промежуточных версий 3 участников)Строка 1: Строка 1: −
'''«Варяг»'''
+
{{Шаблон:Заголовок статьи|name=«Варя́г»|image=Crusier Variag s.jpg}}
   −
Один из лучших крейсеров '''Российской империи''' начала XX в.
+
Один из лучших крейсеров Российской империи начала XX в.
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Вступил в строй в 1902 г., в своём классе был сильнейшим и самым быстроходным кораблём в мире. Прославился во время '''Русско-японской войны 1904-1905 гг.''', когда вместе с канонерской лодкой «Кореец» принял у порта Чемульпо (Корея) неравный бой с 14 боевыми кораблями японской эскадры. Экипажи «Варяга» и «Корейца», не желая сдаваться врагу, затопили свои корабли. В 1905 г. «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя», в 1916 г. выкуплен [[Николай II|Николаем II]] и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем. В начале 1917 г. ушёл на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции (см. [[Октябрьская революция 1917 г.]]) был продан официальным представителям России, в 1920 г. перепродан германским фирмам на слом. При буксировке попал в шторм и затонул в Ирландском море. В 1925 г. останки «Варяга» были подняты со дна моря и утилизированы.
+
Вступил в строй в 1902 г., в своём классе был сильнейшим и самым быстроходным кораблём в мире. Прославился во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда вместе с канонерской лодкой «Кореец» принял у порта Чемульпо (Корея) неравный бой с 14 боевыми кораблями японской эскадры. Экипажи «Варяга» и «Корейца», не желая сдаваться врагу, затопили свои корабли. В 1905 г. «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя», в 1916 г. выкуплен [[Николай II|Николаем II]] и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем. В начале 1917 г. ушёл на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции (см. [[Октябрьская революция 1917 г.]]) был продан официальным представителям России, в 1920 г. перепродан германским фирмам на слом. При буксировке попал в шторм и затонул в Ирландском море. В 1925 г. останки «Варяга» были подняты со дна моря и утилизированы.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Памятники героям «Варяга» установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище '''Владивостока'''.
+
Памятники героям «Варяга» установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.
 
   
 
   
Память о подвиге моряков сохранилась и в знаменитых песнях − «Плещут холодные волны» Ф. Богородского на слова Я. Репнинского и «Варяг» (или «Гибель "Варяга"») А. Турищева на слова немецкого поэта Р. Грейца в переводе Е. М. Студенской.
+
Память о подвиге моряков сохранилась и в знаменитых песнях − «Плещут холодные волны» Ф. Богородского на слова Я. Репнинского и «Варяг» (или «Гибель «Варяга»») А. Турищева на слова немецкого поэта Р. Грейца в переводе Е.М. Студенской.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Строка 31: Строка 31:  
::::::::: («Варяг»)
 
::::::::: («Варяг»)
 
</poem>
 
</poem>
 +
 +
= Медиатека =
 +
== Репродукции ==
 +
# [[Медиатека:Мальцев П.Т. Крейсер Варяг|П.Т. Мальцев. «Крейсер Варяг»]]<br />
 +
 +
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека:Крейсер «Варяг». Спуск на воду. 1899|Крейсер «Варяг» на верфи завода «Чарльз Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии]]<br />
 +
# [[Медиатека:Крейсер «Варяг» на Кронштадтском рейде. 18 мая 1901 г.|Крейсер «Варяг» на Кронштадтском рейде]]<br />
 +
# [[Медиатека:Крейсер «Варяг» в Чемульпо|Крейсер «Варяг» после боя в Чемульпо]]<br />
 +
# [[Медиатека:Крейсер Варяг на камнях у берегов Шотландии. 1920|Крейсер «Варяг» на камнях у берегов Шотландии]]<br />
 +
# [[Медиатека:Варяг. Памятник во Владивостоке|Монумент нижним чинам экипажа крейсера «Варяг» во Владивостоке]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятник героям варяга в Чемульпо|Памятник крейсеру «Варяг» в порту Чемульпо]]<br />
 +
 +
 +
<!-- Семантические свойства -->
 +
[[Категория:История страны]]