«Запорóжцы пишут письмó турéцкому султáну»
Картина И. Е. Репина.
Энциклопедическая справка
Создана в 1880–1891 гг., находится в Русском музее. Размеры 203 х 358 см.
Сюжет картины основан на реальных исторических событиях. В течение нескольких веков у Турции были неудобные соседи – казаки (см. казак). В 1677–1678 гг. войска турецкого султана Мухаммеда IV осаждали столицу правобережной Украины – Чигирин, которую обороняли казачьи отряды и русское войско. Желая внести раскол между защитниками Чигирина, турки направили казакам письмо с предложением перейти на их сторону. Казаки ответили резким отказом. Их остроумный ответ попал сначала в польскую и немецкую прессу, а позднее – в русскую и украинскую литературу. На Украине письмо казаков стало чрезвычайно популярным и разошлось во множестве списков. Со временем при переписывании письма «по воле» переписчика чигиринские казаки «превратились» в запорожских (название казачьих поселений за порогами на реке Днепр), которые к ХVIII в. стали на Украине символом национальной независимости. Письмо казаков стало известно Репину.
Художник писал картину на Украине, где много лет встречался с казаками, изучал их быт, делал эскизы. Репин изображает, как казаки сочиняют ответ: желая, чтобы письмо было не только смешным, но и ироничным, обидным для султана, каждый предлагает что-то своё. В центре картины – писарь и атаман. Казакам нравится их сочинение, все смеются.
В культуре
Это самое оптимистическое произведение художника. По мнению критиков, главный герой полотна – смех.
Публика высоко оценила картину, интерес зрителей к ней не ослабевает и в наше время.
В языке и речи
Широко известное название картины, а его иронические преобразования используются для заголовков в СМИ.
Медиатека
Репродукции
- Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880–1891 гг.
Фотографии
- Илья Ефимович Репин. Фотография 1890-х годов
- Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге
|
|
| Строка 5: |
Строка 5: |
| | = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | | |
| − | Произведение создано в 1880—1891 гг., находится в '''Русском музее'''. Размеры 203 х 358 см.
| + | Создана в 1880–1891 гг., находится в '''Русском музее'''. Размеры 203 х 358 см. |
| | | | |
| − | Сюжет картины основан на реальных исторических событиях. В течение нескольких веков у Турции были неудобные соседи — казаки (см. [[казак]]). В 1677 −1678 гг. войска турецкого султана Мухаммеда IV осаждали столицу правобережной Украины — Чигирин, которую обороняли казачьи отряды и русское войско. Желая внести раскол между защитниками Чигирина, турки направили казакам письмо с предложением перейти на их сторону. Казаки ответили резким отказом. Их остроумный ответ попал сначала в польскую и немецкую прессу, а позднее — в русскую и украинскую литературу. На Украине письмо казаков стало чрезвычайно популярным и разошлось во множестве списков. Со временем при переписывании письма «по воле» переписчика чигиринские казаки «превратились» в запорожских (название казачьих поселений за порогами на реке [[Днепр]]), которые к ХVIII в. стали на Украине символом национальной независимости. Письмо казаков стало известно Репину. | + | Сюжет картины основан на реальных исторических событиях. В течение нескольких веков у Турции были неудобные соседи – казаки (см. [[казак]]). В 1677–1678 гг. войска турецкого султана Мухаммеда IV осаждали столицу правобережной Украины – Чигирин, которую обороняли казачьи отряды и русское войско. Желая внести раскол между защитниками Чигирина, турки направили казакам письмо с предложением перейти на их сторону. Казаки ответили резким отказом. Их остроумный ответ попал сначала в польскую и немецкую прессу, а позднее – в русскую и украинскую литературу. На Украине письмо казаков стало чрезвычайно популярным и разошлось во множестве списков. Со временем при переписывании письма «по воле» переписчика чигиринские казаки «превратились» в запорожских (название казачьих поселений за порогами на реке [[Днепр]]), которые к ХVIII в. стали на Украине символом национальной независимости. Письмо казаков стало известно Репину. |
| | + | |
| | + | Художник писал картину на Украине, где много лет встречался с казаками, изучал их быт, делал эскизы. Репин изображает, как казаки сочиняют ответ: желая, чтобы письмо было не только смешным, но и ироничным, обидным для султана, каждый предлагает что-то своё. В центре картины – писарь и [[атаман]]. Казакам нравится их сочинение, все смеются. |
| | | | |
| | = В культуре = | | = В культуре = |
| | | | |
| − | Художник писал картину на Украине, где много лет встречался с казаками, изучал их быт, делал эскизы. Репин изображает, как казаки сочиняют ответ: желая, чтобы письмо было не только смешным, но и ироничным, обидным для султана, каждый предлагает что-то свое. В центре картины — писарь и [[атаман]]. Казакам нравится их сочинение, все смеются.
| + | Это самое оптимистическое произведение художника. По мнению критиков, главный герой полотна – смех. |
| − | | |
| − | Художник писал картину на Украине, где много лет встречался с казаками, изучал их быт, делал эскизы. Репин изображает, как казаки сочиняют ответ: желая, чтобы письмо было не только смешным, но и ироничным, обидным для султана, каждый предлагает что-то свое. В центре картины – писарь и атаман*. Казакам нравится их сочинение, все смеются.
| |
| | | | |
| | Публика высоко оценила картину, интерес зрителей к ней не ослабевает и в наше время. | | Публика высоко оценила картину, интерес зрителей к ней не ослабевает и в наше время. |
| Строка 19: |
Строка 19: |
| | = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | | |
| − | Широко известное название картины и его иронические преобразования используются для заголовков в СМИ. | + | Широко известное название картины, а его иронические преобразования используются для заголовков в СМИ. |
| | | | |
| | = Медиатека = | | = Медиатека = |