Лингвострановедческий словарь «Россия».

Чехов А.П./C1-C2: различия между версиями


Версия 09:29, 13 сентября 2017

Chehov s.jpg
Че́хов Анто́н Па́влович

Статья в работе

Писатель, драматург, театральный деятель.

Энциклопедическая справка

Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой. В 1884 г. Чехов окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась до конца дней.

Крупным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, ее итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».

Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. школа). Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. В 1895 г. вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка»* в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897–1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце.

В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук.

Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В культуре

Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).

С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. он создал около 350 произведений, определяя их жанр как этюды. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек — инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие четко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.

В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).

В 1888 и в 1890 гг. вышли еще два сборника рассказов — «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.

В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.

1890-е и 1900-е гг. — время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Черный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».

До сих пор в России Чехов — один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в. В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.

Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссерами.

В языке и речи

Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; на деревню дедушке (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); В Москву, в Москву, в Москву! (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); сюжет для небольшого рассказа; Они хочут свою образованность показать (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); Волга впадает в Каспийское море (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); Сюжет, достойный кисти Айвазовского (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо по капле выдавливать из себя раба или что краткость – сестра таланта.

Стали фразеологизмами выражения: лошадиная фамилия (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); двадцать два несчастья (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).

Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: унтер Пришибеев (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); человек в футляре – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.

В русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного (см. интеллигенция) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.

Медиатека

Тексты

  1. Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину

Фотографии

  1. А.П. Чехов. Фотография 1889 года
  2. А.П. Чехов. Фотография 1900 года
Строка 2: Строка 2:     
Статья в работе
 
Статья в работе
 +
 +
Писатель, драматург, театральный деятель.
 +
 +
= Энциклопедическая справка =
 +
Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания [[Гимназия|гимназии]] поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой.
 +
В 1884 г. Чехов окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась до конца дней.
 +
 +
Крупным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, ее итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».
 +
 +
Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. школа). Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. В 1895 г. вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка»* в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897–1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце.
 +
 +
В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук.
 +
 +
Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 +
 +
= В культуре =
 +
Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).
 +
 +
С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. он создал около 350 произведений, определяя их жанр как этюды. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек — инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие четко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.
 +
 +
В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).
 +
 +
В 1888 и в 1890 гг. вышли еще два сборника рассказов — «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.
 +
 +
В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.
 +
 +
1890-е и 1900-е гг. — время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Черный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».
 +
 +
До сих пор в России Чехов — один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в.
 +
В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.
 +
 +
Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссерами.
 +
 +
= В языке и речи =
 +
Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''.
 +
 +
Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).
 +
 +
Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: ''унтер Пришибеев'' (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); ''человек в футляре'' – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.
 +
 +
В русском языке существует выражение ''чеховский интеллигент''. Так могут назвать интеллигентного (см. [[Интеллигенция|интеллигенция]]) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =