Отцы́ и де́ти
Роман И.С. Тургенева.
Энциклопедическая справка
Написан в 1859-1861 гг., впервые напечатан в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права. Посвящён памяти русского критика В.Г. Белинского, некоторые черты характера и взгляды которого современники узнавали в главном герое произведения – Евгении Базарове.
События, описанные в романе, происходят летом 1859 г., когда в стране чётко проявились две тенденции, две точки зрения на дальнейшие пути развития русского общества и, в частности, на крестьянский вопрос (см. крестьянин). Первой – дворянской (см. дворянин) реформистской – придерживались люди старшего поколения, а вторая – революционная – разделялась молодым поколением интеллигенции, так называемыми разночинцами (см. чин). Разрыв «отцов» и «детей», как людей не только разных поколений, но и разных убеждений, – главная тема романа Тургенева.
Место действия – губернский город и поместья отца Базарова и его соседей – Кирсановых и Одинцовой. Там проходят встречи героев романа, каждая из которых – диалог «отцов» и «детей», полемика по вечным и актуальным вопросам жизни русского общества. Символом идейного противостояния героев становится спор о ценностях и нормах жизни между нигилистом Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, олицетворяющим изысканность и снобизм уходящей дворянской культуры.
Главный герой романа Евгений Базаров – представитель новой разночинно-демократической интеллигенции 60-х гг., называющий себя нигилистом, то есть человеком, который отрицает основы современного ему общественного устройства, отвергает любые авторитеты, не признает восхищения искусством и красотами природы, объясняет человеческие чувства лишь с точки зрения физиологии. Он буквально крушит старый мир во всех его проявлениях. Его чёткие логические построения грубы и резки, но интересны, порой даже афористичны. В начале романа Базаров – гордый, уверенный в своей правоте и в своих силах естествоиспытатель. Но развернувшиеся события, серьёзные жизненные испытания, в том числе безответная любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, заставляют его усомниться в истинности многих своих взглядов. В конце концов, он оказывается в одиночестве и, заразившись трупным ядом во время анатомического сеанса, умирает, оставляя несчастными своих старых родителей.
В культуре
В романе «Отцы и дети» ярко и остро отражены социально-нравственные коллизии, назревавшие в русском обществе накануне отмены крепостного права. После его публикации Тургенев стал восприниматься многими как идеолог нового поколения молодёжи. В то же время роман вызвал к себе критическое отношение как в среде либерально настроенного дворянства, считавшего, что аморальный нигилист не может быть литературным героем, так и в демократических кругах, которые сочли Базарова злобной карикатурой на молодое поколение. Сложность, неоднозначность образа Базарова вызывает споры и различные трактовки до сих пор.
Роман «Отцы и дети» постоянно входит в школьную (см. школа) программу по русской литературе.
В языке и речи
Название романа «Отцы и дети» стало крылатым выражением, обозначающим вечный конфликт старого и молодого поколений.
Медиатека
Тексты
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Глава V (Павел Петрович повел усами…)
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Глава XVIII (Одинцова протянула руку…)
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Глава XVIII (Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него…)
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Глава XXVIII (Казалось бы, конец…)
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Глава XXVIII (Есть небольшое сельское кладбище…)
Репродукции
- Д.Б. Боровский. Иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- К.И. Рудаков. Базаров. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- К.И. Рудаков. Павел Петрович Кирсанов. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- К.А. Горбунов. Портрет В.Г. Белинского
Фотографии
- Иван Сергеевич Тургенев
- Евгений Базаров в исполнении В.А. Авдюшко в фильме «Отцы и дети» Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера
- Анна Сергеевна Одинцова в исполнении А.Д. Ларионовой в фильме «Отцы и дети» Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера
- Евгений Базаров в исполнении А.С. Устюгова в фильме «Отцы и дети» А.А. Смирновой
Видеосюжеты
- Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (Обед у Кирсанова)
- Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (Разговор Одинцовой и Базарова)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- «Отцы и дети» И.С. Тургенева
- И.С. Тургенев о Базарове
|
|
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 8: |
Строка 8: |
| События, описанные в романе, происходят летом 1859 г., когда в стране чётко проявились две тенденции, две точки зрения на дальнейшие пути развития русского общества и, в частности, на крестьянский вопрос (см. [[крестьянин]]). Первой – дворянской (см. [[дворянин]]) реформистской – придерживались люди старшего поколения, а вторая – революционная – разделялась молодым поколением интеллигенции, так называемыми разночинцами (см. [[чин]]). Разрыв «отцов» и «детей», как людей не только разных поколений, но и разных убеждений, – главная тема романа Тургенева. | | События, описанные в романе, происходят летом 1859 г., когда в стране чётко проявились две тенденции, две точки зрения на дальнейшие пути развития русского общества и, в частности, на крестьянский вопрос (см. [[крестьянин]]). Первой – дворянской (см. [[дворянин]]) реформистской – придерживались люди старшего поколения, а вторая – революционная – разделялась молодым поколением интеллигенции, так называемыми разночинцами (см. [[чин]]). Разрыв «отцов» и «детей», как людей не только разных поколений, но и разных убеждений, – главная тема романа Тургенева. |
| | | |
− | Место действия – губернский город и поместья отца Базарова и его соседей – Кирсановых и Одинцовой. Там проходят встречи героев романа, каждая из которых – диалог героев, «отцов» и «детей», полемика по вечным и актуальным вопросам жизни русского общества. Символом идейного противостояния героев становится спор о ценностях и нормах жизни между нигилистом Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, олицетворяющим изысканность и снобизм уходящей дворянской культуры. | + | Место действия – губернский город и поместья отца Базарова и его соседей – Кирсановых и Одинцовой. Там проходят встречи героев романа, каждая из которых – диалог «отцов» и «детей», полемика по вечным и актуальным вопросам жизни русского общества. Символом идейного противостояния героев становится спор о ценностях и нормах жизни между нигилистом Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, олицетворяющим изысканность и снобизм уходящей дворянской культуры. |
− | Главный герой романа Евгений Базаров – представитель новой разночинно-демократической интеллигенции 60-х гг., называющий себя нигилистом, то есть человеком, который отрицает основы современного ему общественного устройства, отвергает любые авторитеты, не признает восхищения искусством и красотами природы, объясняет человеческие чувства лишь с точки зрения физиологии. Он буквально крушит старый мир во всех его проявлениях. Его четкие логические построения грубы и резки, но интересны, порой даже афористичны. В начале романа Базаров – гордый, уверенный в своей правоте и в своих силах естествоиспытатель. Но развернувшиеся события, серьёзные жизненные испытания, в том числе безответная любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, заставляют его усомниться в истинности многих своих взглядов. В конце концов, он оказывается в одиночестве и, заразившись трупным ядом во время анатомического сеанса, умирает, оставляя несчастными своих старых родителей. | + | |
| + | Главный герой романа Евгений Базаров – представитель новой разночинно-демократической интеллигенции 60-х гг., называющий себя нигилистом, то есть человеком, который отрицает основы современного ему общественного устройства, отвергает любые авторитеты, не признает восхищения искусством и красотами природы, объясняет человеческие чувства лишь с точки зрения физиологии. Он буквально крушит старый мир во всех его проявлениях. Его чёткие логические построения грубы и резки, но интересны, порой даже афористичны. В начале романа Базаров – гордый, уверенный в своей правоте и в своих силах естествоиспытатель. Но развернувшиеся события, серьёзные жизненные испытания, в том числе безответная любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, заставляют его усомниться в истинности многих своих взглядов. В конце концов, он оказывается в одиночестве и, заразившись трупным ядом во время анатомического сеанса, умирает, оставляя несчастными своих старых родителей. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | В романе «Отцы и дети» ярко и остро отражены социально-нравственные коллизии, назревавшие в русском обществе накануне отмены крепостного права. После его публикации Тургенев стал восприниматься многими как идеолог нового поколения молодежи. В то же время роман вызвал к себе критическое отношение как в среде либерально настроенного дворянства, считавшего, что аморальный нигилист не может быть литературным героем, так и в демократических кругах, которые сочли Базарова злобной карикатурой на молодое поколение. Сложность, неоднозначность образа Базарова вызывает споры и различные трактовки до сих пор. | + | В романе «Отцы и дети» ярко и остро отражены социально-нравственные коллизии, назревавшие в русском обществе накануне отмены крепостного права. После его публикации Тургенев стал восприниматься многими как идеолог нового поколения молодёжи. В то же время роман вызвал к себе критическое отношение как в среде либерально настроенного дворянства, считавшего, что аморальный нигилист не может быть литературным героем, так и в демократических кругах, которые сочли Базарова злобной карикатурой на молодое поколение. Сложность, неоднозначность образа Базарова вызывает споры и различные трактовки до сих пор. |
| | | |
− | Роман «Отцы и дети» постоянно входит в школьные (см. [[школа]]) программы по русской литературе. | + | Роман «Отцы и дети» постоянно входит в школьную (см. [[школа]]) программу по русской литературе. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
− | Название романа «Отцы и дети» стало крылатым выражением, обозначающим вечный конфликт старого и молодого поколений. | + | Название романа ''«Отцы и дети»'' стало крылатым выражением, обозначающим вечный конфликт старого и молодого поколений. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
Строка 41: |
Строка 42: |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека:Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (отрывок 1)|Отцы и дети. Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера (Обед у Кирсанова)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (отрывок 1)|Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (Обед у Кирсанова)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Фильм «Отцы и дети» (отрывок 2)|Отцы и дети. Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера (Разговор Одинцовой и Базарова)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фильм «Отцы и дети» (отрывок 2)|Фильм Н.С. Рашевской и А.С. Бергункера «Отцы и дети» (Разговор Одинцовой и Базарова)]]<br /> |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |