Лингвострановедческий словарь «Россия». Усадьба

Усадьба

Usadba new.jpg
уса́дьба

Комплекс жилых, хозяйственных, парковых построек, которые составляют одно хозяйственное и архитектурное целое.

Энциклопедическая справка

Первые усадьбы появились в России в XVII в. В XVIII столетии получили чрезвычайно широкое распространение на всей европейской части страны. Обычно под усадьбой подразумевалось помещичье (см. дворянин) имение, крестьянская усадьба чаще называлась двором. Помещичья усадьба могла быть сельской или городской.

В сельский усадебный комплекс входил помещичий дом, как правило, с двумя флигелями, которые располагались справа и слева от парадного фасада, парк, сад, церковь. В России получили распространение два типа парков: французский регулярный, устроенный по законам классицизма и строгой симметрии, и английский романтический, искусно имитирующий природу, лишенный симметрии и строгости. Дом обычно имел два фасада: парадный (с колоннами) и задний – отмеченные треугольными портиками с изображением фамильного герба. Если усадьба располагалась на склоне берега реки, то была обращена к ней задним фасадом, от него шла лестница, далее к реке спускалась аллея. Из окон этой части дома обычно открывался красивый вид. Один из распространенных вариантов устройства усадебного дома – анфилада комнат. Потолки комнат, расположенных по линии главного фасада (гостиной, зала), были выше, и поэтому эта часть дома могла быть одноэтажной, а задняя часть – двухэтажной. Дом разделялся на господскую часть (зал, гостиная, спальня, кабинет и др.) и специальные помещения для слуг (людская, девичья). В господских комнатах была общедоступная «территория» – зал, гостиная, столовая, библиотека – и приватная – спальни. Были также мужская и женская половины, так что муж и жена могли принимать гостей независимо друг от друга.

Детские комнаты располагались, как правило, на втором этаже.

Городская усадьба отличалась от сельской меньшей территорией, но также имела парк или фруктовый сад. Здесь было меньше хозяйственных построек – лишь те, которые обеспечивали городской быт их владельца. Хозяева занимали главный дом – особняк, располагавшийся либо в глубине участка, либо выходивший парадным фасадом на улицу. Богатые городские усадьбы окружали чугунные заборы с красивыми узорчатыми воротами. Кроме богатых усадебных ансамблей, существовали усадьбы мелкопоместных дворян (см. дворянин) – с небольшим, обычно одноэтажным уютным домом, садом, огородом, несколькими хозяйственными постройками.

Во второй половине ХIХ в., после отмены крепостного права и начавшегося процесса разорения помещичьих хозяйств, усадьбы стали переходить в руки купечества (см. купец) и буржуазии, земля сдавалась в аренду или распродавалась под дачи (см. дача). Во время Революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции 1917 г. многие дворянские усадьбы были разграблены или уничтожены.

В культуре

В наше время превращены в музеи сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы, связанные с жизнью знаменитых деятелей русской культуры – А.С. Пушкина (усадьбы Михайловское, Полотняный Завод, Болдино), Л.Н. Толстого (Ясная Поляна), А.Н. Островского (Щелыково), И.С. Тургенева (Спасское-Лутовиново) и др. В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.

Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.

Быт и поэзию русской усадьбы отразила русская литература: роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»; романы и повести И.С. Тургенева «Ася», «Дворянское гнездо», «Первая любовь»; романы Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»; романы И.А. Гончарова «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»; драматургия и проза А.П. Чехова: «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Иванов», «Дом с мезонином»; рассказы и повести И А. Бунина; роман В.В. Набокова «Другие берега».

В современной русской культуре усадьба – символ уюта и поэтичности быта, утраченной гармонии человека и природы.

В языке и речи

Старинные дворянские усадьбы вслед за Тургеневым называют дворянскими гнездами.