В России до 1917 г. представитель высшего общественного слоя − дворянства.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Слово дворянин образовано от существительного двор в значении «царь (император), его семья и окружение». Первоначально дворянином называли человека, находящегося на службе у князя, при его дворе.
В XII−XIII вв. из дворян сформировалось сословие. С XV в. дворяне стали получать за службу землю (поместья), становились помещиками. Они были опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. крестьянин), работавших в поместьях.
В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате их продвижения по государственной службе: выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство.
В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть дворянская интеллигенция. Из дворянской интеллигенции по происхождению были многие государственные деятели страны: И.И. Шувалов (см. МГУ), А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.А. Столыпин, В.И. Ленин; деятели культуры: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов; учёные – Н.М. Карамзин, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, К.Э. Циолковский, В.И. Даль и др.
Жизнь нескольких поколений дворянского рода проходила в городских или в деревенских усадьбах (см. усадьба), в которые входили особняк (большой дом), сад и хозяйственные постройки. В усадьбах обязательно находились портреты предков дворянского рода, в богатых усадьбах – коллекции произведений искусства и фамильные драгоценности.
После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли. Многие дворяне обеднели, хотя ещё и сохраняли своё господствующее положение в управлении страной.
Октябрьская революция 1917 г. лишила дворян земли и собственности, сделала их равными другим гражданам страны. В революционный период и в годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) многие дворяне были репрессированы и погибли, многие встали на сторону контрреволюционных сил, а в дальнейшем эмигрировали из России, став так называемой первой волной эмиграции.
В культуре
Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А.
Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.
Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др.
В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.
В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).
Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Григорий Печорин, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.
В языке и речи
В современном русском языке до сих пор выражение потомственный дворянин − так назовут потомка старого дворянского рода.
После выхода в свет романа Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.