Былина/C1-C2
былина
Жанр русского фольклора, героическая песня эпического характера.
Былины возникли в IХ — ХIII вв. и отразили в поэтической форме исторические события, украсив их фантастическим вымыслом.
Анонимные авторы создали и укрепили в народном сознании образы героев былинного эпоса — богатырей (см. богатырь), воплотивших народный идеал силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Мир былины — Древняя Русь (Русь), события былин происходят в Киеве, на Новгородской земле (см. Великий Новгород), на Муромской дороге. Богатыри борются с фантастическими чудовищами, побеждают в одиночку целые армии врагов, совершают другие подвиги, превышающие силы обычного человека.
Кроме вымышленных героев, в былинах действуют и реальные исторические личности — русские князья (см. князь). Чаще всего в былинах упоминается киевский князь Владимир, который в поэтическом представлении народа воплотил лучшие черты государственного деятеля. Поэтому в былинах его называют ласково — Владимир Красное Солнышко. Кроме ранних героических былин киевского цикла, известны новгородские былины о купце и певце Садко и богатыре Василии Буслаеве.
На протяжении столетий былины передавались от певца к певцу, и каждый из них добавлял что-то свое к старинному тексту. Так возникали варианты одной и той же былины.
По свидетельству исторических документов, былины исполнялись одноголосно — речитативом или пелись под аккомпанемент струнного музыкального инструмента — гуслей. Самого знаменитого сказителя, исполнителя, певца былин звали Баян. Он упоминается в одном из первых произведений древнерусской литературы — в «Слове о полку Игореве».
Впервые былины были записаны и изданы лишь в первой половине ХIХ в. Первым собранием русских былин был сборник Кирши Данилова. В конце ХIХ — начале ХХ в. изданы полные собрания былин. Устное исполнение, пение былин народными сказителями было распространено до 20-х гг. ХХ в.
Русский былинный эпос всегда интересовал художников. Знаменитые иллюстраторы русских былин – И.Я. Билибин и В.М. Васнецов.
Былинные напевы и речитативный мелос (текучесть и протяженность мелодии) претворены в русской классической музыке – главным образом у композиторов «Могучей кучки»: оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова; «Хованщина» и вокальные циклы М.П. Мусоргского; опера «Князь Игорь» и 2-я «Богатырская» симфония А.П. Бородина.