Преподавателям русского языка
раздел в разработке
Разделы статьи
Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?
Одна из основных целей преподавания РКИ — формирование социокультурной компетенции учащихся как составной части коммуникативной компетенции.
Среди прочего, содержание социокультурной компетенции включает устойчивые знания о культуре страны изучаемого языка, традициях, обычаях и быте, нормах и правилах социального поведения и умения реализовывать полученные знания в процессе общения; выступать полноправным участником межкультурной коммуникации, действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в заданной культурной среде.
Формирование данного вида компетенции требует соответствующих средств обучения, в числе которых находится и лингвострановедческий мультимедийный словарь.
Формирование социокультурной компетенции начинается уже на самых ранних этапах изучения иностранного языка, когда у учащихся в запасе только минимальный набор лексики и грамматических структур, но они активно воспринимают зрительную информацию, значительная часть которой обладает национально-культурной спецификой. Следовательно, на первом (А1-А2) этапе чрезвычайно важна роль визуализации материала. Для работы с учащимися, находящимися на уровне А1-А2, мультимедийный лингвострановедческий словарь представляет каждый семантизируемый объект с помощью креолизованного текста, в котором присутствуют и взаимно дополняют друг друга несложный вербальный и невербальный (визуальный) компоненты.
Для работы на этапах В1 и далее словарь предлагает преподавателю более объемные словарные статьи, которые можно использовать и как собственно справочный, и как учебный текст. Для работы на любом этапе изучения языка, а также для учащихся с родным русским языком, преподаватель, также получает медиатеку, включающую разнообразные аудиовизуальные материалы, и интерактивные задания, которые можно использовать как тренировочные, игровые или контрольные.
Материалы медиатеки и интерактивных заданий также формируют знаниевый компонент социокультурной компетенции, вводя конкретную информацию статьи в более широкий культурный контекст. Интерактивные задания, кроме того, помогают осваивать функционирование в современной речи слов и выражений, обладающих национально-культурнной семантикой и тем самым также формировать социокультурную компетенцию учащихся.