Лингвострановедческий словарь «Россия». Преподавателям русского языка

Преподавателям русского языка

Ростова Е.Г. Прецедентные тексты русской культуры – основа содержания мультимедийного лингвострановедческого словаря «Россия»

Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» (далее – МЛС «Россия») относится к типу учебных антропоцентрических словарей, так как описывает не абстрактную систему, а живой язык, данный в реальном употреблении и ориентированный на языковое сознание современников и на современную культуру. По объёму и отбору единиц словарь является селективным, так как адресован преимущественно изучающим русский язык как иностранный, что не исключает возможности его использования и в российской школе как дополнительного пособия по русскому языку и культуре России.

Основная цель создания МЛС «Россия» – формирование филологического и общекультурного тезауруса пользователя, его культуроведческой компетенции. Новизна словаря во многом связана с новой структурой статьи, обусловленной возможностями мультимедиа.

Статья МЛС «Россия» включает:

  1. заголовочную иллюстрацию;
  2. заголовочное слово или словосочетание, в некоторых случаях с указанием грамматических или стилистических характеристик, вариантов наименования. Заголовочной единицей словарной статьи избирается вариант, наиболее употребительный в речи. Другие варианты приводятся рядом, после наиболее употребительного;
  3. толкование заголовочного слова. Для имён нарицательных – толкование лексического значения, для имен собственных – энциклопедическое толкование;
  4. энциклопедическую справку, содержащую информацию о месте и значении данной реалии в истории России и в русской культуре. В статьях, посвящённых общественным деятелям, деятелям науки и культуры, приводятся их краткие биографии;
  5. описание национально-культурного фона заголовочного слова, то есть существующих у русских ассоциаций, статуса данной реалии в обыденном сознании носителя языка; сведения об изменениях национально-культурного фона реалии;
  6. информацию о наиболее известных фактах отражения реалии, обозначенной заголовочным словом, в литературе и искусстве;
  7. информацию о наиболее устойчивых языковых и речевых единицах, связанных с реалией, обозначенной заголовочным словом, способах словесного выражения её национально-культурного фона: наличие, наряду с основным, других (как правило, разговорных) наименований, переносного значения, нарицательного значения имени собственного, постоянных эпитетов; включение заголовочного слова в состав фразеологизмов, пословиц или поговорок, устойчивых сравнений; использование заголовочного слова в качестве символа чего-либо или эвфемизма; возможность его соотнесения с именами, известными в мировой культуре; существование отымённых прилагательных или существительных; существование широко известных косвенных наименований; использование имени для косвенного наименования какого-либо объекта и в качестве названия предметов обихода, продуктов, инструментов, географических объектов, СМИ и т.д.; использование заголовочного слова в предложении в функции семантического предиката; возникновение на основе имени исторического лица мифического персонажа;
  8. медиатеку, состоящую из вербальных и невербальных текстов, среди них: отрывки из литературных произведений и фольклора; аудиозаписи и караоке; видеофрагменты художественных и документальных фильмов, 3D модели, реалистические сферические панорамы. Медиатека является текстовым расширением словарной статьи, так как в ней представлены именно те тексты (в семиотическом понимании термина), которые упомянуты в словарной статье. Медиатека – связующее звено словарной статьи и интерактивных заданий, так как выполнить интерактивные задания может тот, кто усвоил содержание словарной статьи, текстов медиатеки и владеет русским языком на избранном уровне;
  9. интерактивные задания , проверяющие усвоенность материала статьи и медиатеки, а также вводящие этот материал в более широкий и современный культурный контекст, то есть выполняющие не только контрольную функцию, но и информативную.

Главным принципом отбора материалов для включения в статьи словаря является их прецедентность [1, с.216]. Прецедентные материалы представлены вербальными, аудио- и визуальными текстами (статичное изображение и кино) и входят в разные части словарной статьи.

Так, прецедентные вербальные тексты присутствуют в собственно тексте статьи, в медиатеке и в интерактивных заданиях. Причём, в тексте собственно статьи это – процитированные строки знаменитых литературных произведений или их названия, а также прецедентные имена героев, афористичные высказывания, топонимы и антропонимы, названия исторических событий, государственных и общественных институтов. В медиатеке – полные тексты небольших по объёму прецедентных литературных произведений или отрывки из романов, описывающие эпизоды, ставшие прецедентными для русских (письмо Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», первый бал Наташи из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). В интерактивных заданиях – и цитаты, и фрагменты, и полные тексты, а также антропонимы и топонимы.

В качестве примера приведём интерактивные задания к статье «Л.Н. Толстой». В первом задании требуется собрать разрозненные части крылатых слов, принадлежащих Л.Н. Толстому («Не могу молчать», «Всё смешалось в доме Облонских», «Плоды просвещения», «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги»). Во втором задании требуется выбрать из списка названия знаменитых событий русской истории, современником которых был Л.Н. Толстой. В третьем задании необходимо из списка самых известных русских романов выбрать романы Л.Н. Толстого, в четвёртом задании – выбрать героинь Толстого из списка самых известных героинь русской классической литературы. Таким образом, предполагается, что после чтения статьи лингвострановедческого словаря и выполнения предложенных интерактивных заданий, учащимися будет усвоен тот минимум информации по соответствующей теме, который известен каждому русскому.

Прецедентные визуальные тексты (статичные изображения) открывают статью, а также размещаются в медиатеке и в интерактивных заданиях. Каждая статья словаря «открывается» прецедентным для русской культуры изображением описываемого объекта.

Это может быть:

  1. узнаваемая фотография (в статье «Петербург» – вид с Невы на Петропавловскую крепость, разведённый мост, Ростральная колонна; в статье «Третьяковка» – фото знаменитого фасада Третьяковской галереи, в статье «Лебединое озеро» – узнаваемая по персонажам и декорациям сцена знаменитого спектакля);
  1. широко известная иллюстрация (в статье «Василий Тёркин» – портрет героя из иллюстраций О.Г. Верейского к поэме А.Т. Твардовского);
  1. репродукция знаменитой картины, открывающая как статью, посвященную этому произведению искусства, так и некоторые другие статьи. Например, репродукция картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» открывает статью «Раскол», так как именно эта картина ассоциируется у русских с данным историческим периодом;
  1. почтовая праздничная открытка (статьи «Первое мая», «Рождество» и др.);
  1. знаменитый плакат (в статье «Битва за Москву» плакат «Отстоим Москву!»); 6) киноафиша (в статьях, посвященных культовым отечественным фильмам – «Броненосец Потемкин», «Белорусский вокзал», «Кавказская пленница» и др.).

Таким образом, в совокупности первые визуальные части статей представляют собой своего рода собрание прецедентных для русской культуры изображений.

Следует отметить, что в ряде случаев существует не одно, а несколько прецедентных изображений, относящихся к одному объекту. Так, например, обстоит дело с прецедентными изображениями Москвы (Кремль, Большой театр, МГУ и др.) или с прецедентными картинами И.И. Левитана («Золотая осень», «Над вечным покоем» и другие картины). Поэтому одно из этих изображений избирается как заголовочное, а все остальные размещаются в медиатеке. Например, заголовочным к статье «А.С. Пушкин» стала репродукция портрета кисти О.А. Кипренского, а в медиатеке помещены автопортрет писателя и его портреты работы В.А. Тропинина, П.Ф. Соколова, И.Е. Репина и др.

Прецедентные визуальные тексты присутствуют в словаре не только в своём первозданном виде, но и в виде современных интерпретаций, носящих порой юмористический характер. Само наличие таких изображений, вызывающих улыбку зрителя или читателя, в СМИ подтверждает их прецедентность. Использование этих интерпретаций необходимо, так как именно они подтверждают, что, например, картина – не только музейный экспонат, но она как визуальный знак культуры присутствует в сознании современного человека. Такие визуальные тексты-интерпретации включены в интерактивные задания. Например, в задании к статье, посвящённой картине И.К. Айвазовского «Девятый вал», требуется из ряда современных фотографий выбрать те, которые в шутку или всерьёз авторы могли назвать «Девятым валом». В следующей сцене выполнивший задание получает возможность прочитать, как действительно назвали их авторы и убедиться в своём понимании уместности такого шуточного или серьёзного именования.

Аудиотексты находятся в медиатеке, в разделе «Караоке» и в интерактивных заданиях. В медиатеке, соответственно, – записи музыкальных произведений, художественное чтение или запись речи, голос великого человека; в караоке – и запись песни, и её слова; в интерактивных заданиях – музыкальные фрагменты. Например, в задании к статье «Подмосковные вечера» требуется выбрать из нескольких рингтон, созданный на основе знаменитой песни. В задании к статье «Лебединое озеро» определить, какой музыкальный фрагмент звучит («Танец маленьких лебедей», адажио или увертюра). В задании к статье «8 Марта» выбрать песни, которые по тематике соответствуют празднику.

Совокупность аудиоресурсов словаря, таким образом, представляет собой собрание прецедентных для русской культуры звучащих текстов, в которое войдут не только музыкальные произведения, но и звучание колоколов, голоса птиц, художественное чтение.

Видеотексты находятся в медиатеке и в интерактивных заданиях, а совокупность видеоресурсов представляет собой собрание прецедентных для русской культуры кинотекстов (фрагментов). Как правило, это фрагменты, в которых звучат фразы, ставшие крылатыми словами, в исполнении знаменитых киноартистов.

Прецедентность материалов, включённых в словарь, подтверждается результатами современных ассоциативных экспериментов, научных исследований, специальных словарей а также учитывает статистические данные Национального корпуса русского языка, Интернета и других СМИ.

Таким образом, МЛС «Россия» представляет собой новое по содержанию, формам презентации и лингвометодическому потенциалу электронное лексикографическое средство обучения, не имеющее аналогов в отечественной и мировой учебной лексикографии, значительно отличающееся по содержанию от издания «Россия. Большой лингвострановедческий словарь», а также от большинства электронных словарей, представленных в Интернете.

Литература:

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 264 с.
  2. «Россия. Большой лингвострановедческий словарь». – М.: АСТ Пресс Книга, 2007. – 736 с.

Учителям школ России

Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» на уроке и дома

В отечественной педагогической практике существует хорошая традиция выпуска новых учебников и учебных пособий к 1 сентября. В этом году в арсенале школьных учителей появится новое пособие – Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». Словарь создаётся в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина на основе издания «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» (АСТ – Пресс Книга. 2007-2009), но значительно отличается от книги по содержанию, формам презентации материала, функциям, лингвометодическому потенциалу и, что не менее важно, не имеет аналогов в отечественной и мировой учебной лексикографии, в том числе и среди электронных словарей, представленных сегодня в Интернете.

Работа над проектом ещё не завершена, но то количество статей и материалов, которые уже готовы, позволяет авторам предлагать свою работу уже сейчас. Материалы словаря доступны бесплатно онлайн всем пользователям стационарных, планшетных и мобильных устройств.

Мультимедийный характер словаря позволяет выбрать тот уровень сложности материалов, который соответствует уровню владения русским языком ваших учеников. Использовать словарь могут и преподаватели русского языка как иностранного, и русского языка как родного, а также все, кому интересна связь языка с русской историей и культурой.

В словник словаря входят номинативные единицы языка, обладающие национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой страны и известных всем русским. Причём национально-культурный фон этих единиц обязательно должен включать общеизвестные слова и выражения, которые звучат в живой современной речи грамотных русских людей, и поэтому их совершенно необходимо осваивать ещё в школьные годы. В этом суть лингвострановедческого словаря, демонстрирующего, как в словах и выражениях отражается многовековая русская культура.

Эту информацию не дают ни толковые словари, ни энциклопедические. Например, только лингвострановедческий словарь расскажет о том, почему простой лук «от семи недуг», почему он сначала зелёный, а потом репчатый, но купола церквей называют луковками, что означает выражение «горе луковое» и когда оно употребляется.

Каждая статья словаря включает определение, краткую энциклопедическую справку, рассказ о месте описываемого объекта в русской истории и культуре и информацию о словах и выражениях, связанных с заголовочным словом статьи. Дополняют статью медиатека и интерактивные задания. В медиатеку входят вербальные и невербальные тексты, упомянутые в словарной статье: отрывки из литературных произведений и фольклора; аудиозаписи и караоке; видеофрагменты художественных и документальных фильмов, 3D модели, реалистические сферические панорамы. Цель интерактивных заданий – помочь проверить усвоенность материала статьи словаря и медиатеки, а также ввести этот материал в более широкий и современный культурный контекст.

Мультимедийный характер словаря даёт возможность организовывать его материалы по алфавитному принципу или по тематике. Возможно также обращение только к общей медиатеке словаря (раздел «Медиатека») или к интерактивным заданиям (раздел «Задания»).

В качестве примера привёдем небольшую по объёму статью, посвящённую знаменитой картине В.М. Васнецова «Алëнушка»: Картина В. М. Васнецова. Энциклопедическая справка Создана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее (см. Третьяковка). Размеры 173х121 см. На полотне изображена крестьянская (см. крестьянка*) девочка, в глубокой печали сидящая на берегу пруда. Грустный осенний (см. осень*) пейзаж средней полосы России подчеркивает её настроение.

В культуре

Картина напоминает зрителю Алëнушку – героиню «Сказки про сестрицу Алëнушку и братца Иванушку», однако это не иллюстрация к сказке. Тем не менее, репродукция этой популярной в России картины часто включается в издания русских народных сказок.

В языке и речи

Алëнушкой могут назвать грустно сидящую девушку или девочку. Возможно также выражение сидит как Алëнушка.

Медиатека

Репродукции

  1. Васнецов В.М. «Алëнушка». 1881

Фотографии

  1. Виктор Михайлович Васнецов. Фотография 1900-х годов.
  2. Государственная Третьяковская галерея.

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка»
  2. Как «Алёнушка» В.М. Васнецова

Рассмотрим, как можно работать с мультимедийным словарём «Россия» на уроках. Остановимся подробнее на интерактивных заданиях потому, что именно наличие такого рода заданий в словаре (сегодня их уже 215) увеличивает методический потенциал этого мультимедийного продукта, что в свою очередь позволяет использовать его и в классе, оборудованном компьютерами, и при выполнении домашнего задания, и дистанционно, если того требует соответствующая форма обучения. Интерактивные задания словаря достаточно разнообразны и связаны с теми словами и выражениями, в которых проявляется связь языка и культуры на том или ином уровне языка, начиная с фонетики и заканчивая текстом. Эти задания можно использовать и на уроках русского языка, и как дополнительные, межпредметные, на уроках по отечественной истории или по изобразительному искусству. Привеёем примеры заданий, которые могут быть использованы для разных учебных дисциплин.

Урокам русского языка предназначается большая часть интерактивных заданий словаря. Они могут быть связаны со словообразованием, с фразеологией и афористикой, русским речевым этикетом и др. Например, задания к статье «Петербург»:

1. Названия улиц Петербурга связаны с историей этих мест и часто напоминают о тех ремёслах, которые были распространены здесь. Выберите название улицы.

На экране видна фотография знаменитого проспекта Петербурга и подсказка: Название происходит от названия реки, на которой расположен город. Необходимо выбрать одно из названий, расположенных списком в левой части экрана.

2. В русском языке прилагательные часто образуются от имён и названий с помощью суффикса -ск- по модели:

Ленинград + -ск- = Ленинградский
Октябрь + -ск- = Октябрьская
Образуйте прилагательные от имён и названий и впишите ваш вариант ответа.

При правильном выполнении задания на экране появляется список известных петербургских названий, в состав которых входят прилагательные, образованные с помощью суффикса –ск-.

К статьям, посвящённым государственным, бытовым или православным праздникам, предлагаются задания на составление текста поздравительных открыток в соответствии с русским речевым этикетом. При этом необходимо правильно выбрать саму открытку, «Ты» или «Вы» форму общения, а также форму единственного или множественного числа глагола и правильно подписать поздравление.

Многие задания словаря могут быть использованы и на уроках литературы. В качестве примера приведём задания к статье «И.А. Крылов». В одном из них необходимо собрать знаменитые крылатые слова великого баснописца, «разбросанные» по экрану. При правильном составлении фразы на экране появляется и название басни – источника выражения. В другом задании надо «собрать» названия басен по модели «Волки и овцы» или «Ворона и курица». В середине экрана при этом находится большая буква И, а справа и слева от неё названия животных – героев басен И.А. Крылова. При правильном выполнении задания на экране появляются иллюстрации к этим басням, на которых и изображены их герои. В третьем задании необходимо определить, какие произведения написал И.А. Крылов, а какие – другие авторы.

В игровой форме сделаны задания на «опознание» литературных героев по характерным для них вещам, атрибутам, деталям интерьера. Например, задание «Что вернуть Евгению Онегину?». На большей части экрана изображается комната, в которой находятся вещи литературных героев, и следующий текст задания: «Перед вами комната, в которой герои русской классической литературы «забыли» свои вещи. Что надо вернуть Евгению Онегину?».

При правильном выборе вещей постепенно появляется изображение персонажа с характерными для его внешнего облика атрибутами.

В форме игры сделано и значительно более сложное задание к статье «Евгений Онегин» под названием «Дуэль? – Дуэль!». В нем ученикам предлагается проследить каждый шаг дуэлянта, начиная с ситуации, приведшей к вызову на дуэль, заканчивая её возможным исходом. На всех этапах выполнения задания у играющего есть возможность выбрать вариант поведения героя, который соответствует или не соответствует принятым нормам и так называемому дуэльному кодексу первой четверти ХIХ века. Игру сопровождают отрывки из моноспектакля Сергея Юрского «Евгений Онегин» и комментарии авторов словаря.

На уроках по русскому изобразительному искусству могут быть использованы задания к статьям, посвящённым знаменитым картинам (тематический раздел «Изобразительное искусство»), названия которых также хорошо известны и используются в современной речи, в СМИ и даже обыгрываются художниками-карикатуристами. Такие задания есть, например, к статье «Алёнушка». Они относятся к группе заданий «Прецедентные феномены». Название этой группы связано с термином прецедентный текст, то есть текст, который известен большинству образованных носителей русского языка и культуры, обладающий безусловной национально-культурной ценностью, регулярно воспроизводимый и интерпретируемый. Прецедентные тексты могут быть вербальными, аудио- или визуальными текстами (статичное изображение и кино). Не вызывает сомнений, что картина В.М. Васнецова является прецедентным визуальным текстом русской культуры. Соответственно, задача учителя, во-первых, познакомить своих учеников с этой картиной, во-вторых, убедительно доказать, что она общеизвестна, а её название вошло в выражение сидит как Алёнушка и употребляется в соответствующей ситуации. Сделать это и помогут два интерактивных задания. Первое из них представляет собой пазл, причём в двух вариантах сложности: более простой состоит из 9 фрагментов, более сложный – из 16. Сбор пазла позволяет надеяться, что в памяти учеников останется собственно картина, зрительный образ, и это даёт основание для выполнения второго задания, которое формулируется следующим образом:

Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» знакома всем русским с детства. Её название используется в речи для характеристики грустно сидящей девушки или девочки. Возможно также выражение «сидит как Алëнушка».

Выберите все изображения, которые можно так назвать. Прочитайте, как назвали их авторы.

Ниже на экране находятся 5 современных фотографий, на которых изображены девочки. Рассмотрев их внимательно, ученики с помощью курсора отмечают те, которые напоминают им знаменитую картину. Если задание выполняется в аудитории, то можно предложить ученикам объяснить их выбор классу. Правильно выбранные фотографии остаются на экране с теми подписями, которые дали им их авторы: Вот сидит моя «Алёнушка» на пенечке…; Сидит, как Алёнушка, на камешке и грустит..., а может и мечтает :); Усовершенствованная версия картины Васнецова «Алёнушка». Завершить выполнение задания можно вопросом, почему авторы фотографий сделали именно такие подписи к каждой из них, а также предложением кому-то из девочек сесть как Алёнушка.

Аналогичные задания предлагаются к каждой из статей, посвящённых выдающимся произведениям русской живописи («Богатыри» В.М. Васнецова, «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Тройка» В.Г. Перова, «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина и др.).

На уроках по истории России могут быть использованы задания из группы под названием «Лексика». Например, задание «История переименований Петербурга», размещённое в статье «Петербург»:

В 1992 году городу было возвращено название Санкт-Петербург. Как он назывался в другие исторические периоды? Сопоставьте даты и названия парным выбором.

При правильном соотнесении исторического периода и названия на экране появляются характерные для данного периода изображения города: литография, репродукции картин, фотографии. Их можно увеличить и рассмотреть в деталях, характерных для той или иной эпохи.

Материалы словаря можно использовать и для составления презентаций в качестве домашних заданий, для подготовки к экскурсиям, к литературным и историческим викторинам.

Работа над проектом «Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» ведётся с 2014 года, и в 2016 году будет сформирован его основной корпус. В дальнейшем словарь будет регулярно обновляться, дополняться новыми материалами, отражающими живой процесс взаимодействия русского языка и культуры России.

Авторский коллектив словаря приглашает всех желающих принять участие в его создании: дать оценку статьям словаря, предложить дополнительные материалы и интересные интерактивные задания к ним.

Е.Г. Ростова

Ведущий научный сотрудник Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина