Азбука/C1-C2
áзбука
I. Совокупность букв, принятых в русской письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит. Русское слово азбука образовано так же, как греческое алфавит из названий букв «альфа» и «вита». Первые буквы славянского алфавита назывались азъ и буки. Отсюда — азбука. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.
Русская азбука сложилась на основе кириллицы в Х — ХI вв. Многие буквы до начала ХVIII в. служили и для обозначения цифр: азъ — 1, веди — 2, глаголь — 3, добро — 4 и т. д.
В течение веков менялся состав азбуки, а также названия и написание букв. Реформой Петра I 1708—1710 гг. были устранены буквы, ставшие лишними (например, юс большой и юс малый) и введены новые, более соответствующие звуковому строю русского языка (е, э, я). В эти же годы был введен так называемый гражданский шрифт — буквы были округлены, их написание упрощено, введена система обозначения чисел арабскими цифрами. В 1748 г. по предложению поэта В. К. Тредиаковского были заменены традиционные названия букв алфавита (вместо аз стало а, вместо буки — бэ, вместо добро — дэ и т. д.). Позднее Н. М. Карамзин ввел букву Ё. Однако в системе образования эти новшества закрепились только в середине XIX в.
Реформы 1917—1918 гг. продолжили совершенствование состава русского алфавита и упрощение правописания. Из алфавита были исключены буквы «ять», «и десятеричное», «фита», к тому времени практически дублирующие «е», «и», «ф». Современная русская азбука по составу, названиям и написанию букв соответствует нормам, принятым в 1918 г.
Старинные названия букв сохранились в русских фразеологических сочетаниях: начать с азов, то есть с самого начала, с простого, с основ; стоять фертом — стоять подбоченясь, так, чтобы быть похожим на букву ф (ферт — старое название этой буквы); поставить точки над «И» (подразумевается буква i, существовавшая в русском языке до реформы 1918 г.) — то есть довести что-либо до логического конца.
Выражение от А до Я означает с ‘начала до конца’; поговорка Сказав «А», говори «Б» — если что-либо начато на словах или на деле, то должно следовать продолжение. С детства многим известна шутка-загадка: А, И, Б сидели на трубе, А упало, Б пропало. Кто остался на трубе? (ответ — И). Здесь обыгрывается неразличение на слух того, что слово «И» в этом случае используется не в функции союза, а как название буквы.
2. Книга для первоначального обучения грамоте, то же, что букварь. Это значение представлено во фразеологизме азбучные истины — то есть самое простое, известное всем с детства, с первого букваря.