Версия 10:09, 12 января 2015
Шаля́пин Фёдор Ива́нович
Великий русский оперный певец.
Энциклопедическая справка
Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в Казани*. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. церковь*) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях. Его увлечение театром привело к конфликту с отцом, и будущему великому певцу пришлось самому зарабатывать себе на хлеб*, меняя разные рабочие профессии, переезжая из города в город в Поволжье и на Кавказе*. В 1890 г. он впервые спел сольную партию в опере в Уфе, затем работал в оперном театре Тифлиса (ныне Тбилиси), в Петербургском Мариинском театре (см. Мариинка*). В 1896 г. был приглашён в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова, где полностью раскрылся и расцвёл талант певца. С 1899 г. Шаляпин − ведущий солист Большого театра*. Среди его друзей знаменитые русские музыканты, художники, писатели. Он много гастролирует по стране и за рубежом.
Шаляпин обладал мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом (так называемый высокий бас) и огромным драматическим дарованием. Он перенёс на оперную сцену искусство полностью перевоплощаться в своих героев, тончайшими интонациями, жестом, пластикой передавая мир их душевных переживаний.
Шаляпин − автор нескольких книг, среди них: «Страницы из моей жизни» (1916 г.) и «Маска и душа» (1932 г.).
С 1922 г. Шаляпин жил за рубежом. Умер в Париже в 1938 г., в 1984 г. его прах был перенесён в Москву* и захоронен на Новодевичьем кладбище.
В культуре
Сценические интерпретации Шаляпина партий царя Бориса и Ивана Хованского («Борис Годунов»* и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского) стали эталоном исполнения этих партий в русской оперной школе.
Певец был и знаменитым исполнителем романсов, русских народных песен, некоторые из которых после него прочно вошли в концертный репертуар оперных певцов.
Выступления на сценах крупнейших театров мира принесли Шаляпину всемирную славу и составили эпоху в развитии вокального искусства.
В языке и речи
В современном русском языке существует выражение шаляпинский бас. Так, в качестве комплимента, могут сказать о певце, обладающем низким сильным и красивым голосом.
[[Категория:]]
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Шаля́пин Фёдор Ива́нович|image=Shalapin s.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=Шаля́пин Фёдор Ива́нович|image=Shalapin s.jpg}} |
| | | |
− | Статья в работе
| + | Великий русский оперный певец. |
| + | |
| + | = Энциклопедическая справка = |
| + | |
| + | Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в Казани*. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. церковь*) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях. Его увлечение театром привело к конфликту с отцом, и будущему великому певцу пришлось самому зарабатывать себе на хлеб*, меняя разные рабочие профессии, переезжая из города в город в Поволжье и на Кавказе*. В 1890 г. он впервые спел сольную партию в опере в Уфе, затем работал в оперном театре Тифлиса (ныне Тбилиси), в Петербургском Мариинском театре (см. Мариинка*). В 1896 г. был приглашён в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова, где полностью раскрылся и расцвёл талант певца. С 1899 г. Шаляпин − ведущий солист Большого театра*. Среди его друзей знаменитые русские музыканты, художники, писатели. Он много гастролирует по стране и за рубежом. |
| + | |
| + | Шаляпин обладал мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом (так называемый высокий бас) и огромным драматическим дарованием. Он перенёс на оперную сцену искусство полностью перевоплощаться в своих героев, тончайшими интонациями, жестом, пластикой передавая мир их душевных переживаний. |
| + | |
| + | Шаляпин − автор нескольких книг, среди них: «Страницы из моей жизни» (1916 г.) и «Маска и душа» (1932 г.). |
| + | |
| + | С 1922 г. Шаляпин жил за рубежом. Умер в Париже в 1938 г., в 1984 г. его прах был перенесён в Москву* и захоронен на Новодевичьем кладбище. |
| + | |
| + | = В культуре = |
| + | |
| + | Сценические интерпретации Шаляпина партий царя Бориса и Ивана Хованского («Борис Годунов»* и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского) стали эталоном исполнения этих партий в русской оперной школе. |
| + | |
| + | Певец был и знаменитым исполнителем романсов, русских народных песен, некоторые из которых после него прочно вошли в концертный репертуар оперных певцов. |
| + | |
| + | Выступления на сценах крупнейших театров мира принесли Шаляпину всемирную славу и составили эпоху в развитии вокального искусства. |
| + | |
| + | = В языке и речи = |
| + | |
| + | В современном русском языке существует выражение шаляпинский бас. Так, в качестве комплимента, могут сказать о певце, обладающем низким сильным и красивым голосом. |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:]] | | [[Категория:]] |