Братья Карамазовы (роман)/C1-C2: различия между версиями
Версия 13:54, 3 июля 2014
«Брáтья Карамáзовы»
Роман Ф. М. Достоевского.
«Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского. Он был написан в 1878—1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879—1880 гг.
События романа развиваются в те же годы. Место действия — небольшой городок в центре России — Старая Русса. Главные герои романа — семья Карамазовых: отец Федор Павлович и его сыновья. Основная сюжетная линия романа — расследование убийства Федора Павловича Карамазова. Параллельно развиваются линии судьбы его сыновей, братьев Карамазовых, и их размышления о смысле человеческого существования, об ответственности человека за свои мысли и действия.
Старший брат Дмитрий — офицер, человек с горячим сердцем, способный на необдуманные слова и поступки, — обвинен в убийстве отца и принимает наказание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Считая, что это одинаково преступно, он судит себя самого судом совести, а не закона.
Средний брат Иван — студент, философ-атеист, отрицает созданный Богом мир. Герой-бунтарь провозглашает теорию «все позволено», но в то же время считает, что счастье человечества не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка. Не принимая воплощения собственных концепций в жизни, Иван сходит с ума.
Младший брат Алеша — воплощение совести всех Карамазовых. Он мудр сердцем, а не разумом, любит всех и всеми любим. Алеша выбирает для себя путь служения Богу и становится монахом.
Внебрачный сын Федора Карамазова, названный в романе лишь по фамилии — Смердяков, служит лакеем у собственного отца, которого ненавидит и убивает, реализуя на практике философские взгляды своего брата Ивана. Смердяков кончает жизнь самоубийством.
Достоевский включил в роман легенду «Великий инквизитор», рассказывающую об искажении людьми, государством и католицизмом христианского учения.
Роман подводит читателя к выводу, что спасение человека от зла окружающей его жизни — только в нем самом, что только тогда люди будут счастливы, когда станут друг другу братьями и будут вместе трудиться.
В творчестве Достоевского роман «Братья Карамазовы» стал своеобразным итогом философских, религиозных и нравственных исканий писателя, попыткой воплощения гуманистического идеала.
«Братья Карамазовы» — один из самых известных в русской литературе романов. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание и литературоведов, и философов. Особенно много внимания уделили произведению Достоевского русские философы ХХ в. (например, С. Н. Булгаков, М. М. Бахтин).
Образы романа постоянно вызывают интерес читателей, исследователей, художников, вызывая все новые и новые философские и художественные интерпретации. Живописным произведением, наиболее созвучным образам романа, является картина М. В. Нестерова «Философы» (1917 г.) — двойной портрет религиозных философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, в котором многие увидели воплощение своих представлений о героях романа Достоевского — Алеше и Иване Карамазовых.
Роман «Братья Карамазовы» был неоднократно инсценирован. Наиболее известная экранизация романа — фильм режиссера И. А. Пырьева (1969 г.).
Крылатыми стали слова из романа: Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольется слеза хотя бы одного ребенка.