Лингвострановедческий словарь «Россия».

Медиатека:Война и мир т.4 ч.1 гл. 12: различия между версиями


Версия 11:07, 29 июля 2025

Л.Н. Толстой
Война и мир
Том 4. Часть 1. Глава 12 (отрывок)


... Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, – прибавил он быстро. – Как, как это ты сказал? – спросил Пьер. – Я-то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а Божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери. – Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить... – Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер. – Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так-то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось.... – и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. – Что ж, соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так-то. – И Платон пересел на своей соломе. Помолчав несколько времени, Платон встал. – Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая: – Господи Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так-то. Положи, Боже, камушком, подними калачиком, м проговорил он и лег, натягивая на себя шинель. – Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер. – Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься? – Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра? – А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.

(Новая страница: «{{Заголовок медиаобъекта|name=Л.Н. Толстой<br>Война и мир<br /> Том 4. Часть 1. Глава 12 (отрывок)|titl...»)
 
Строка 3: Строка 3:     
<div class="MediaText">  
 
<div class="MediaText">  
... Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, прибавил он быстро.Как, как это ты сказал? спросил Пьер.Я-то? спросил Каратаев. Я говорю: не нашим умом, а Божьим судом, сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! сказал он. Ну, а детки есть? продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить...Да теперь все равно, невольно сказал Пьер.Эх, милый человек ты, возразил Платон. От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. Так-то, друг мой любезный, жил я еще дома, начал он. Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось.... и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. Что ж, соколик, говорил он изменяющимся от улыбки голосом, думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех веришь поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь надулось, а вытащишь ничего нету. Так-то. И Платон пересел на своей соломе.Помолчав несколько времени, Платон встал.Что ж, я чай, спать хочешь? сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:Господи Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос помилуй и спаси нас! заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. Вот так-то. Положи, Боже, камушком, подними калачиком, проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.Какую это ты молитву читал? спросил Пьер.Ась? проговорил Платон (он уже было заснул). Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?Нет, и я молюсь, сказал Пьер. Но что ты говорил: Фрола и Лавра?А как же, быстро отвечал Платон, лошадиный праздник. И скота жалеть надо, сказал Каратаев. Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
+
... Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, прибавил он быстро. Как, как это ты сказал? спросил Пьер. Я-то? спросил Каратаев. Я говорю: не нашим умом, а Божьим судом, сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери. Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! сказал он. Ну, а детки есть? продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить... Да теперь все равно, невольно сказал Пьер. Эх, милый человек ты, возразил Платон. От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. Так-то, друг мой любезный, жил я еще дома, начал он. Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось.... и Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. Что ж, соколик, говорил он изменяющимся от улыбки голосом, думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех веришь поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь надулось, а вытащишь ничего нету. Так-то. И Платон пересел на своей соломе. Помолчав несколько времени, Платон встал. Что ж, я чай, спать хочешь? сказал он и быстро начал креститься, приговаривая: Господи Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос помилуй и спаси нас! заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. Вот так-то. Положи, Боже, камушком, подними калачиком, м проговорил он и лег, натягивая на себя шинель. Какую это ты молитву читал? спросил Пьер. Ась? проговорил Платон (он уже было заснул). Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься? Нет, и я молюсь, сказал Пьер. Но что ты говорил: Фрола и Лавра? А как же, быстро отвечал Платон, лошадиный праздник. И скота жалеть надо, сказал Каратаев. Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
    
</div>
 
</div>