Лингвострановедческий словарь «Россия».

Лингвострановедческий словарь «Россия»:Преподавателям: различия между версиями


Текущая версия на 12:50, 1 сентября 2020


Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?

Одна из основных целей преподавания РКИ – формирование социокультурной компетенции учащихся как составной части коммуникативной компетенции.

Среди прочего, содержание социокультурной компетенции включает устойчивые знания о культуре страны изучаемого языка, традициях, обычаях и быте, нормах и правилах социального поведения и умения реализовывать полученные знания в процессе общения; выступать полноправным участником межкультурной коммуникации, действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в заданной культурной среде.

Формирование данного вида компетенции требует соответствующих средств обучения, в числе которых находится и лингвострановедческий мультимедийный словарь.

Формирование социокультурной компетенции начинается уже на самых ранних этапах изучения иностранного языка, когда у учащихся в запасе только минимальный набор лексики и грамматических структур, но они активно воспринимают зрительную информацию, значительная часть которой обладает национально-культурной спецификой. Следовательно, на первом (А1-А2) этапе чрезвычайно важна роль визуализации материала. Для работы с учащимися, находящимися на уровне А1-А2, мультимедийный лингвострановедческий словарь представляет каждый семантизируемый объект с помощью креолизованного текста, в котором присутствуют и взаимно дополняют друг друга несложный вербальный и невербальный (визуальный) компоненты.

Для работы на этапах В1 и далее словарь предлагает преподавателю более объемные словарные статьи, которые можно использовать и как собственно справочный, и как учебный текст. Для работы на любом этапе изучения языка, а также для учащихся с родным русским языком, преподаватель, также получает медиатеку, включающую разнообразные аудиовизуальные материалы, и интерактивные задания, которые можно использовать как тренировочные, игровые или контрольные.

Материалы медиатеки и интерактивных заданий также формируют знаниевый компонент социокультурной компетенции, вводя конкретную информацию статьи в более широкий культурный контекст. Интерактивные задания, кроме того, помогают осваивать функционирование в современной речи слов и выражений, обладающих национально-культурнной семантикой и тем самым также формировать социокультурную компетенцию учащихся.

Что предлагает словарь преподавателю?

В отличие от традиционных словарей, кроме собственно словарной статьи мультимедийный лингвострановедческий словарь предлагает преподавателю медиатеку и интерактивные задания.

Медиатека словаря состоит из текстотеки, фонотеки, фототеки, пинакотеки и видеотеки.

Текстотека включает фольклорные произведения, художественную прозу, поэзию, драматические произведения, литературоведческие материалы, публицистику, мемуары, исторические документы, правила. В текстотеку включены отрывки, представляющие собой относительно законченные эпизоды и/или включающие выражения, ставшие крылатыми, а также фольклорные формулы.

Фонотека включает аудиозаписи: художественное чтение, светскую музыку, духовную музыку, документальные аудиозаписи.

Фототека включает фото исторических личностей, деятелей науки и культуры, событий; виды городов, фото природных и городских архитектурных объектов; фото интерьеров соборов и музеев, артефактов, реклам; сцены из спектаклей и кадры из художественных фильмов.

Пинакотека включает репродукции картин, иконы, миниатюры, иллюстрации, рисунки, гравюры, плакаты, афиши и билеты, открытки и др. Объединённые по видам и жанрам изобразительного искусства, они представляют собой совокупность прецедентных произведений изобразительного искусства, знакомых или хорошо известных россиянам и связанных как с историческими этапами развития государства, так и с известными изданиями фольклорных и литературных произведений.

Видеотека включает историческую хронику, кинопублицистику, художественное кино, фрагменты кинозаписей исторических событий и торжественных мероприятий, фрагменты спектаклей и концертов, рекламных туристических фильмов, видеоклипы.

Каждая статья словаря включает материалы медиатеки, минимально необходимые, по мнению авторов словаря, для раскрытия национально-культурной семантики и культурного фона конкретного слова или номинации.

Например: в медиатеку статьи «Передвижники» входят репродукции картин и фотографии участников знаменитого творческого объединения; в медиатеку статьи «М.В. Ломоносов» входит знаменитый портрет учёного работы Л.С. Миропольского, титульные листы Российской грамматики и Риторики М.В. Ломоносова, фотографии памятников великому учёному, фото его профессорского диплома, фрагмент художественного фильма «Михайло Ломоносов» А.А. Прошкина.

Материалы медиатеки являются связующим звеном между текстом статьи и интерактивными заданиями, усиливающими учебную функцию словаря и помогающими преподавателю закрепить пройденный материал и увидеть его в более широком и современном культурном контексте: в названиях улиц и площадей, магазинов, знаменитых или традиционных товаров (продуктов), праздничных мероприятий, фирм бытового обслуживания населения, в слоганах уличной рекламы, заголовках газет, позывных радиостанций, рингтонах мобильных телефонов и т. д. Количество заданий и их цель соотносятся с местом, которое занимает семантизированное слово (номинация) в языке и культуре, вариантами его использования в речи (в качестве устойчивого сравнения, символа, в составе фразеологизма и др.), деривационными возможностями (образование новых слов, также обладающих национально-культурным компонентом семантики), а также уровнем сложности текстов статьи и медиатеки.

Например, к статье, посвящённой знаменитому фильму «Белое солнце пустыни» (уровни В – С), предлагаются задания на усвоение крылатых выражений киноленты («Господин назначил меня любимой женой!», «За державу обидно», «Гюльчатай, открой личико!»), которые используются сегодня и в бытовой речи, и в публицистике. Выполнить эти задания можно ознакомившись с соответствующими отрывками из знаменитого фильма, включёнными в медиатеку статьи; к статье «Петербург» (уровень А1-А2) предлагаются задания на словообразование (образование прилагательных – названий городских объектов Петербурга), пазлы, задания на выбор правильной фотографии или репродукции, на которой изображён знаменитый петербургский памятник. Количество заданий к статье уровня С1-С2 значительно больше. Это задания, посвящённые петербургским топонимам, переименованиям города, его образным именованиям, крылатым словам, истории города и т.д.

Итак, преподавателю русского языка как иностранного или неродного словарь предлагает:

1. Словник, включающий номинативные единицы языка, обладающие национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой страны и известных всем русским. Причём национально-культурный фон этих единиц включает общеизвестные слова и выражения, которые звучат в живой современной речи грамотных русских людей, и поэтому их совершенно необходимо осваивать при изучении русского языка.

2. Контексты, в которых единицы словника функционируют, начиная от текстов-первоисточников, заканчивая текстами сегодняшнего дня, в которых языковая единица с национально-культурным компонентом семантики выполняет, например, функцию образного сравнения, входит в состав метафоры и пр. Этот аутентичный материал может быть использован и на уроках в классе, и при дистанционном обучении, а также может быть дополнен преподавателем или учениками.

Например, статья, посвящённая песне «Вдоль по Питерской» включает текст песни, аудиозаписи её исполнения Ансамблем песни и пляски Российской Армии и Муслимом Магомаевым, фрагмент мультфильма Б.П. Степанцева «Малыш и Карлсон», в котором герои лихо отплясывают под известный всем русским мотив, а также объявление о пешеходных экскурсиях по Москве («Вдоль по Питерской») и фрагмент статьи интернет-издания о столичной моде («Вдоль по Питерской: стиль мегаполиса»).

3. Ко многим статьям словарь предлагает интерактивные задания, которые преподаватель может использовать и как тренировочные, например, при подготовке к экзамену на соответствующий сертификационный уровень языка, и как контрольные. Суть этих заданий в том, что их выполнение предполагает закрепление лингвострановедческого материала статьи, а также знакомство с функционированием некоторой единицы языка в современном культурном контексте.

Например: в задании «Как три богатыря» надо определить, какие из современных фотографий их авторы в шутку могли сравнить со знаменитой картиной; для выполнения задания «В День Победы» надо вспомнить атрибуты праздника и выбрать их среди атрибутов других праздников; в задании «Как узнать Татьяну Ларину» надо определить портреты героини А.С. Пушкина среди портретов других литературных персонажей; задание «Подмосковные вечера» (угадай мелодию) напоминает известную телевизионную игру, с той разницей, что песню надо определить по телефонному рингтону.

Найти перечень всех имеющихся в словаре интерактивных заданий можно, зайдя с первого интерфейса в рубрику «Разделы», а затем в подрубрику «Задания».

4. Словарь предлагает материал с учетом уровня владения языком. Но если между текстами статей уровня В1-В2 и С1-С2 разница состоит в уровнях сложностей лексического, синтаксического, стилистического свойства, а также в степени глубины информации по теме, то статьи, ориентированные на уровень А1-А2, кроме того, отличаются ещё и обязательной креолизованностью, то есть представляют собой тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). См. подробнее в разделе «Как выбрать свой уровень сложности материалов?»

5. Словарь содержит материал, демонстрирующий диалог русской культуры с культурами других стран. Включение в корпус медиатеки словаря записей исполнений известных русских песен зарубежными исполнителями, репродукций картин, интерпретирующих сюжеты знаменитых произведений русского изобразительного искусства, переводов классических произведений русской поэзии, видеозаписей интерпретаций русских классических балетов и т.д. авторам словаря представляется вполне уместным, так как это естественным образом показывает актуальность или известность в мире произведений русского изобразительного искусства, литературы, музыки.

В качестве нескольких примеров можно привести запись песни «Надежда» в исполнении польской певицы Анны Герман, фотографию японского Чебурашки, юмористические коллажи китайских художников на сюжеты картин В.Г. Перова «Не ждали» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», казахскую песню Абая на слова Письма Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Систему самостоятельного повышения квалификации (в словарь включены образцы уроков, созданные коллегами и посвящённые тем или иным реалиям русской культуры).

7. Возможность дальнейшей адаптации материалов для работы. Все материалы словаря можно копировать, тексты редактировать для подготовки презентаций, докладов и др.

Всё перечисленное может быть полезно и преподавателю, и учащимся русской школы.

Информация словаря может быть использована и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и при изучении истории или географии. Уровень сложности материала преподаватель выберет сам, учитывая возраст школьников, их подготовку, индивидуальные особенности.

Преподавателям русского языка словарь предоставит материалы, демонстрирующие связь языка и культуры в историческом (диахроническом) и синхроническом плане. Такая информация содержится в разделе «В языке и речи» каждой статьи, преимущественно предназначенных для уровня С1-С2.

Например: при изучении истории русской культуры прошлых столетий могут быть полезны статьи и материалы, посвящённые городам «Русского кольца», другим старинным городам и их остающимся современными брендам (вологодское масло, тульские пряники, ивановские ситцы и др.); при изучении географии Сибири – текст сказания о Байкале и Ангаре, предлагающий сказочное объяснение того, что только одна Ангара вытекает из озера Байкал и впадает в Енисей.

Для закрепления знаний по русской литературе могут быть полезны интерактивные задания, посвящённые творческим биографиям знаменитых поэтов и писателей, их произведениям и героям.

Для уроков истории России, вероятно, будут полезны задания, посвящённые отражению исторических событий в литературе и изобразительном искусстве.

Словарные материалы помогут учащимся при подготовке домашних самостоятельных работ, презентаций, докладов и пр., особенно в условиях дистанционного обучения.

Как найти нужную информацию

Словарь является надежным источником энциклопедической или лингвострановедческой информации, так как статьи словаря составлены на основе академических словарей и материалов из научных и научно-популярных источников.

Поисковая система словаря предполагает несколько путей поиска необходимой информации. Открыв первый интерфейс, Вы можете начать поиск необходимой информации через один из трёх входов в словарь: АЛФАВИТ, ТЕМАТИКА, РАЗДЕЛЫ.

Выбрав вход АЛФАВИТ, Вы получите списки статей, расположенных в алфавитном порядке. Из этого списка выберите интересующее Вас слово и откройте статью. По умолчанию Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности на А1-А2 или В1-В2, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях.

Войдя через ТЕМАТИКУ, Вы получаете список тематических групп словаря. Далее, выбрав интересующую Вас тематическую группу, получаете алфавитный список статей этой группы и выбираете нужную Вам. По умолчанию, как и во входе через АЛФАВИТ Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях.

При входе через РАЗДЕЛЫ Вы получаете материалы словаря, разделенные по трем группам: СТАТЬИ, МЕДИАТЕКА, ЗАДАНИЯ. Соответственно, открыв СТАТЬИ, Вы увидите полный алфавитный список всех статей словаря уровня С1-С2. Как и в предыдущих случаях, Вы можете изменить его, избрав уровень А1-А2 или В1-В2. Далее выбираете интересующую Вас статью.

Открыв раздел МЕДИАТЕКА, Вы получите классификатор материалов медиатеки по типам информации (тексты, репродукции, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи, караоке, видеосюжеты, панорамы, мультимедиа лекции) с указанием количества их в каждой группе.

Открыв раздел ЗАДАНИЯ, Вы получите перечень заданий, сгруппированных по связи с определенным уровнем языка (фонетика, лексика, словообразование, фразеология, афористика, стилистика), этикетом или с функционированием прецедентных феноменов.

Поиск необходимой информации также возможен с первого интерфейса через строку поиска. Записав в нее искомое слово (номинацию, название) и нажав НАЙТИ, Вы получите:

а) список статей, посвященных этому слову. В нем может быть одна статья (только уровень С1-С2), две статьи (В1-В2 и С1-С2) или три статьи (А1-А2, В1-В2, С1-С2);
б) список статей, в которых это слово упоминается;
в) список материалов медиатеки, в названиях или в текстах которых присутствует это слово;
г) список интерактивных заданий, в названиях или в материалах которых присутствует это слово или номинация.

Если же в словаре нет специальной статьи, то соответственно Вы получите:

а) список статей, в которых искомое слово или номинация упоминается;
б) список материалов медиатеки, в которых встречается это слово или номинация (в названиях или в тексте);
в) список интерактивных заданий, в материалах которых присутствует это слово или номинация.

Таким образом, поставив перед собой конкретную задачу и избрав путь поиска информации, Вы сможете собрать все необходимые вербальные и невербальные тексты и подготовить урок, презентацию, доклад и т. д. по соответствующей теме.

Как выбрать свой уровень сложности материалов?

В словаре использована сложившаяся в практике преподавания иностранных языков система наименований уровней владения языком: от А1 до С2. Предполагается, что для иностранных учащихся будет, в первую очередь, доступен и полезен уровень А1-А2, затем уровень В1-В2; уровень С1-С2, скорее всего, будет полезен зарубежному преподавателю.

Насколько эта классификация применима для учащихся и учителей в русской школе? Вероятно, определяющим здесь будет возраст учеников, с которым напрямую связана их общая грамотность, знакомство с основами наук, особенно, гуманитарных.

Следовательно:

– материалы уровня А1-А2, скорее всего, будут пригодны для учащихся начальной школы, так как в статьях этого уровня минимизирована информация, простой синтаксис предложений, минимизировано количество терминов и абстрактной лексики, тексты статей креализованные, интерактивные задания простые; лингвострановедческая информация также минимизирована;
– материалы уровня В1-В2 и С1-С2 будут полезны для учащихся основной и средней школы. Они содержат объем энциклопедической информации, соотносимой со школьными программами по гуманитарным дисциплинам и дополняют его лингвострановедческой информацией, освоение которой формирует знания школьников о связи языка и культуры на многих конкретных примерах. Медиатеки и ннтерактивные задания на этих уровнях разнообразней и сложней и вводят изучаемый объект в современный культурный контекст.

Например: статью, посвящённую И.А. Крылову, дополняют 5 интерактивных заданий (Крылатые слова И.А. Крылова; И.А. Крылов. Жизнь и творчество; Что написал И.А. Крылов?; Басни И.А. Крылова; Герои произведений И.А. Крылова). А медиатека статьи включает тексты 12 самых известных басен И.А. Крылова, ставших источниками крылатых слов, 4 репродукции, 6 фотографий и 3 видеофрагмента мультфильмов.

В любом случае только учитель может определить возможность и необходимость использования словаря в той или иной учебной ситуации, с тем или иным контингентом учащихся.

Использование словаря на уроке

В соответствии со своими основными задачами и функциями Словарь может быть использован как одно из средств обучения преимущественно на уроках русского языка как иностранного, а также в русских школах на уроках русского языка, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла.

Уроки РКИ, на которых может быть полезен словарь:

– уроки, посвящённые разным типам словарей, обучению работать со словарями при решении разнообразных учебных задач в различных видах речевой деятельности;
– уроки обучения чтению и говорению, чтению художественной литературы;
– уроки, посвящённые безэквивалентной лексике, фразеологии или афористике русского языка;
– уроки, посвящённые традиционному русскому этикету или этикетным формулам;
– уроки, посвящённые русским поэтам и писателям, классическим произведениям русской литературы, их интерпретациям в изобразительном искусстве, музыке, театре и кино;
– уроки, посвящённые традиционным страноведческим темам.

На этих уроках статья словаря может использоваться как учебный текст страноведческой или культуроведческой тематики; медиатека – для зрительной семантизации, формирования культурного фона изучаемого объекта; интерактивные задания – для закрепления изученного материала и знакомства иностранных учащихся с более широкими и современными культурными контекстами, в которых функционирует данное слово или номинация.

Материалы словаря во внеаудиторной работе

Материалы словаря можно использовать при подготовке викторин, конкурсов, квестов.

В качестве примера предлагаем вопросы для викторины по лингвострановедению.

Вопросы для викторины

Исторические события

1. В каком году Русь приняла христианство?
2. В названии каких войн есть слово отечественная?
3. Что отмечали в России 25 декабря 1812 г., кроме Рождества?
4. Что такое «Курская дуга»?
5. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?

Памятники

6. Памятник кому изображён на пятисотрублёвой купюре Банка России?
7. Какое произведение А.С. Пушкина дало название знаменитому памятнику?
8. Как ещё называют Покровский собор на Красной площади?
9. Что такое «храм на крови»?
10. В каком году был поставлен памятник «1000-летие России»?

Великие личности

11. Кто такие Кирилл и Мефодий?
12. Какого знаменитого русского учёного называют «архангельским мужиком»?
13. Фамилия кого из знаменитых деятелей культуры присвоена художественному училищу и мясному блюду?
14. Был ли Л.Н. Толстой участником Отечественной войны 1812 г.?
15. Какого знаменитого русского ученого называют «отцом космонавтики»?

Произведения искусства

16. Что изображено на занавесе МХАТа?
17. Как называется один из самых знаменитых пейзажей русского художника конца ХIХ – начала ХХ вв.?
18. Чему посвящена Седьмая симфония Д Д. Шостаковича?
19. Какой фильм В. Меньшова получил премию «Оскар»?
20. Какой знаменитый московский театр называют домом Островского?

История с географией

21. Как называлась река Урал до 1775 года?
22. Как назывался Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.?
23. Какое море в древности называлось Русским?
24. В честь кого назван город Екатеринбург?
25. Какой старинный русский город называли господином?

Кто автор?

26. Кто автор песни «В лесу родилась ёлочка?»
27. Кому принадлежат слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
28. Кто из героев А.С. Грибоедова считал, что «счастливые часов не наблюдают»?
29. Кто автор слов «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»?
30. Кто автор слов «Поэт в России больше, чем поэт»?

 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок темы|Преподавателям русского языка}}
 
{{Заголовок темы|Преподавателям русского языка}}
раздел в разработке
      
=Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?=
 
=Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?=
Строка 97: Строка 96:  
Поиск необходимой информации также возможен с первого интерфейса через строку поиска. Записав в нее искомое слово (номинацию, название) и нажав НАЙТИ, Вы получите:
 
Поиск необходимой информации также возможен с первого интерфейса через строку поиска. Записав в нее искомое слово (номинацию, название) и нажав НАЙТИ, Вы получите:
 
<poem>
 
<poem>
а) список статей, посвященных этому слову. В нем может быть одна статья (только уровень С1-С2), две статьи (В1-В2 и С1-С2) или три статьи (А1-А2, В1-В2, С1-С2).
+
а) список статей, посвященных этому слову. В нем может быть одна статья (только уровень С1-С2), две статьи (В1-В2 и С1-С2) или три статьи (А1-А2, В1-В2, С1-С2);
б) список статей, в которых это слово упоминается.
+
б) список статей, в которых это слово упоминается;
 
в) список материалов медиатеки, в названиях или в текстах которых присутствует это слово;
 
в) список материалов медиатеки, в названиях или в текстах которых присутствует это слово;
 
г) список интерактивных заданий, в названиях или в материалах которых присутствует это слово или номинация.
 
г) список интерактивных заданий, в названиях или в материалах которых присутствует это слово или номинация.
Строка 105: Строка 104:  
Если же в словаре нет специальной статьи, то соответственно Вы получите:
 
Если же в словаре нет специальной статьи, то соответственно Вы получите:
 
<poem>
 
<poem>
а) список статей, в которых искомое слово или номинация упоминается.
+
а) список статей, в которых искомое слово или номинация упоминается;
 
б) список материалов медиатеки, в которых встречается это слово или номинация (в названиях или в тексте);
 
б) список материалов медиатеки, в которых встречается это слово или номинация (в названиях или в тексте);
 
в) список интерактивных заданий, в материалах которых присутствует это слово или номинация.
 
в) список интерактивных заданий, в материалах которых присутствует это слово или номинация.
Строка 112: Строка 111:  
Таким образом, поставив перед собой конкретную задачу и избрав путь поиска информации, Вы сможете собрать все необходимые вербальные и невербальные тексты и подготовить урок, презентацию, доклад и т. д. по соответствующей теме.
 
Таким образом, поставив перед собой конкретную задачу и избрав путь поиска информации, Вы сможете собрать все необходимые вербальные и невербальные тексты и подготовить урок, презентацию, доклад и т. д. по соответствующей теме.
   −
=Как выбрать свой уровень сложности материалов?=
+
= Как выбрать свой уровень сложности материалов? =
   −
=Использование материалов  словаря на  уроке=
+
В словаре использована сложившаяся в практике преподавания иностранных языков система наименований уровней владения языком: от А1 до С2. Предполагается, что для иностранных учащихся будет, в первую очередь, доступен и полезен уровень А1-А2, затем уровень В1-В2; уровень С1-С2, скорее всего, будет полезен зарубежному преподавателю.
==использование энциклопедической информации статьи==
  −
==использование иллюстративного материала статьи==
  −
==использование интерактивных заданий по теме урока==
     −
=Материалы словаря во внеаудиторной работе=
+
Насколько эта классификация применима для учащихся и учителей в русской школе? Вероятно, определяющим здесь будет возраст учеников, с которым напрямую связана их общая грамотность, знакомство с основами наук, особенно, гуманитарных.
==проведение викторин, конкурсов, квестов==
+
 
==вопросы для викторины==
+
Следовательно:
 +
<poem>
 +
– материалы уровня А1-А2, скорее всего, будут пригодны для учащихся начальной школы, так как в статьях этого уровня минимизирована информация, простой синтаксис предложений, минимизировано количество терминов и абстрактной лексики, тексты статей креализованные, интерактивные задания простые; лингвострановедческая информация также минимизирована;
 +
– материалы уровня В1-В2 и С1-С2 будут полезны для учащихся основной и средней школы. Они содержат объем энциклопедической информации, соотносимой со школьными программами по гуманитарным дисциплинам и дополняют его лингвострановедческой информацией, освоение которой формирует знания школьников о связи языка и культуры на многих конкретных примерах. Медиатеки и ннтерактивные задания на этих уровнях разнообразней и сложней и вводят изучаемый объект в современный культурный контекст.
 +
</poem>
 +
 
 +
'''Например''': статью, посвящённую И.А. Крылову, дополняют 5 интерактивных заданий (Крылатые слова И.А. Крылова; И.А. Крылов. Жизнь и творчество; Что написал И.А. Крылов?; Басни И.А. Крылова; Герои произведений И.А. Крылова). А медиатека статьи включает тексты 12 самых известных басен И.А. Крылова, ставших источниками крылатых слов, 4 репродукции, 6 фотографий и 3 видеофрагмента мультфильмов.
 +
 
 +
В любом случае только учитель может определить возможность и необходимость использования словаря в той или иной учебной ситуации, с тем или иным контингентом учащихся.
 +
 
 +
= Использование словаря на уроке =
 +
 
 +
В соответствии со своими основными задачами и функциями Словарь может быть использован как одно из средств обучения преимущественно на уроках русского языка как иностранного, а также в русских школах на уроках русского языка, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла.
 +
 
 +
Уроки РКИ, на которых может быть полезен словарь:
 +
<poem>
 +
– уроки, посвящённые разным типам словарей, обучению работать со словарями при решении разнообразных учебных задач в различных видах речевой деятельности;
 +
– уроки обучения чтению и говорению, чтению художественной литературы;
 +
– уроки, посвящённые безэквивалентной лексике, фразеологии или афористике русского языка;
 +
– уроки, посвящённые традиционному русскому этикету или этикетным формулам;
 +
– уроки, посвящённые русским поэтам и писателям, классическим произведениям русской литературы, их интерпретациям в изобразительном искусстве, музыке, театре и кино;
 +
– уроки, посвящённые традиционным страноведческим темам.
 +
</poem>
 +
 
 +
На этих уроках статья словаря может использоваться как учебный текст страноведческой или культуроведческой тематики; медиатека – для зрительной семантизации, формирования культурного фона изучаемого объекта; интерактивные задания – для закрепления изученного материала и знакомства иностранных учащихся с более широкими и современными культурными контекстами, в которых функционирует данное слово или номинация.
 +
 
 +
= Материалы словаря во внеаудиторной работе =
 +
 
 +
Материалы словаря можно использовать при подготовке викторин, конкурсов, квестов.
 +
 
 +
В качестве примера предлагаем вопросы для викторины по лингвострановедению.
 +
 
 +
'''Вопросы для викторины'''
 +
 
 +
'''Исторические события'''
 +
<poem>
 +
1. В каком году Русь приняла христианство?
 +
2. В названии каких войн есть слово отечественная?
 +
3. Что отмечали в России 25 декабря 1812 г., кроме Рождества?
 +
4. Что такое «Курская дуга»?
 +
5. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?
 +
</poem>
 +
 
 +
'''Памятники'''
 +
<poem>
 +
6. Памятник кому изображён на пятисотрублёвой купюре Банка России?
 +
7. Какое произведение А.С. Пушкина дало название знаменитому памятнику?
 +
8. Как ещё называют Покровский собор на Красной площади?
 +
9. Что такое «храм на крови»?
 +
10. В каком году был поставлен памятник «1000-летие России»?
 +
</poem>
 +
 
 +
'''Великие личности'''
 +
<poem>
 +
11. Кто такие Кирилл и Мефодий?
 +
12. Какого знаменитого русского учёного называют «архангельским мужиком»?
 +
13. Фамилия кого из знаменитых деятелей культуры присвоена художественному училищу и мясному блюду?
 +
14. Был ли Л.Н. Толстой участником Отечественной войны 1812 г.?
 +
15. Какого знаменитого русского ученого называют «отцом космонавтики»?
 +
</poem>
 +
 
 +
'''Произведения искусства'''
 +
<poem>
 +
16. Что изображено на занавесе МХАТа?
 +
17. Как называется один из самых знаменитых пейзажей русского художника конца ХIХ – начала ХХ вв.?
 +
18. Чему посвящена Седьмая симфония Д Д. Шостаковича?
 +
19. Какой фильм В. Меньшова получил премию «Оскар»?
 +
20. Какой знаменитый московский театр называют домом Островского?
 +
</poem>
 +
 
 +
'''История с географией'''
 +
<poem>
 +
21. Как называлась река Урал до 1775 года?
 +
22. Как назывался Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.?
 +
23. Какое море в древности называлось Русским?
 +
24. В честь кого назван город Екатеринбург?
 +
25. Какой старинный русский город называли господином?
 +
</poem>
 +
 
 +
'''Кто автор?'''
 +
<poem>
 +
26. Кто автор песни «В лесу родилась ёлочка?»
 +
27. Кому принадлежат слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
 +
28. Кто из героев А.С. Грибоедова считал, что «счастливые часов не наблюдают»?
 +
29. Кто автор слов «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»?
 +
30. Кто автор слов «Поэт в России больше, чем поэт»?
 +
</poem>