Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?
Одна из основных целей преподавания РКИ – формирование социокультурной компетенции учащихся как составной части коммуникативной компетенции.
Среди прочего, содержание социокультурной компетенции включает устойчивые знания о культуре страны изучаемого языка, традициях, обычаях и быте, нормах и правилах социального поведения и умения реализовывать полученные знания в процессе общения; выступать полноправным участником межкультурной коммуникации, действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в заданной культурной среде.
Формирование данного вида компетенции требует соответствующих средств обучения, в числе которых находится и лингвострановедческий мультимедийный словарь.
Формирование социокультурной компетенции начинается уже на самых ранних этапах изучения иностранного языка, когда у учащихся в запасе только минимальный набор лексики и грамматических структур, но они активно воспринимают зрительную информацию, значительная часть которой обладает национально-культурной спецификой. Следовательно, на первом (А1-А2) этапе чрезвычайно важна роль визуализации материала. Для работы с учащимися, находящимися на уровне А1-А2, мультимедийный лингвострановедческий словарь представляет каждый семантизируемый объект с помощью креолизованного текста, в котором присутствуют и взаимно дополняют друг друга несложный вербальный и невербальный (визуальный) компоненты.
Для работы на этапах В1 и далее словарь предлагает преподавателю более объемные словарные статьи, которые можно использовать и как собственно справочный, и как учебный текст.
Для работы на любом этапе изучения языка, а также для учащихся с родным русским языком, преподаватель, также получает медиатеку, включающую разнообразные аудиовизуальные материалы, и интерактивные задания, которые можно использовать как тренировочные, игровые или контрольные.
Материалы медиатеки и интерактивных заданий также формируют знаниевый компонент социокультурной компетенции, вводя конкретную информацию статьи в более широкий культурный контекст. Интерактивные задания, кроме того, помогают осваивать функционирование в современной речи слов и выражений, обладающих национально-культурнной семантикой и тем самым также формировать социокультурную компетенцию учащихся.
Что предлагает словарь преподавателю?
В отличие от традиционных словарей, кроме собственно словарной статьи мультимедийный лингвострановедческий словарь предлагает преподавателю медиатеку и интерактивные задания.
Медиатека словаря состоит из текстотеки, фонотеки, фототеки, пинакотеки и видеотеки.
Текстотека включает фольклорные произведения, художественную прозу, поэзию, драматические произведения, литературоведческие материалы, публицистику, мемуары, исторические документы, правила. В текстотеку включены отрывки, представляющие собой относительно законченные эпизоды и/или включающие выражения, ставшие крылатыми, а также фольклорные формулы.
Фонотека включает аудиозаписи: художественное чтение, светскую музыку, духовную музыку, документальные аудиозаписи.
Фототека включает фото исторических личностей, деятелей науки и культуры, событий; виды городов, фото природных и городских архитектурных объектов; фото интерьеров соборов и музеев, артефактов, реклам; сцены из спектаклей и кадры из художественных фильмов.
Пинакотека включает репродукции картин, иконы, миниатюры, иллюстрации, рисунки, гравюры, плакаты, афиши и билеты, открытки и др. Объединённые по видам и жанрам изобразительного искусства, они представляют собой совокупность прецедентных произведений изобразительного искусства, знакомых или хорошо известных россиянам и связанных как с историческими этапами развития государства, так и с известными изданиями фольклорных и литературных произведений.
Видеотека включает историческую хронику, кинопублицистику, художественное кино, фрагменты кинозаписей исторических событий и торжественных мероприятий, фрагменты спектаклей и концертов, рекламных туристических фильмов, видеоклипы.
Каждая статья словаря включает материалы медиатеки, минимально необходимые, по мнению авторов словаря, для раскрытия национально-культурной семантики и культурного фона конкретного слова или номинации.
Например: в медиатеку статьи «Передвижники» входят репродукции картин и фотографии участников знаменитого творческого объединения; в медиатеку статьи «М.В. Ломоносов» входит знаменитый портрет учёного работы Л.С. Миропольского, титульные листы Российской грамматики и Риторики М.В. Ломоносова, фотографии памятников великому учёному, фото его профессорского диплома, фрагмент художественного фильма «Михайло Ломоносов» А.А. Прошкина.
Материалы медиатеки являются связующим звеном между текстом статьи и интерактивными заданиями, усиливающими учебную функцию словаря и помогающими преподавателю закрепить пройденный материал и увидеть его в более широком и современном культурном контексте: в названиях улиц и площадей, магазинов, знаменитых или традиционных товаров (продуктов), праздничных мероприятий, фирм бытового обслуживания населения, в слоганах уличной рекламы, заголовках газет, позывных радиостанций, рингтонах мобильных телефонов и т. д. Количество заданий и их цель соотносятся с местом, которое занимает семантизированное слово (номинация) в языке и культуре, вариантами его использования в речи (в качестве устойчивого сравнения, символа, в составе фразеологизма и др.), деривационными возможностями (образование новых слов, также обладающих национально-культурным компонентом семантики), а также уровнем сложности текстов статьи и медиатеки.
Например, к статье, посвящённой знаменитому фильму «Белое солнце пустыни» (уровни В – С), предлагаются задания на усвоение крылатых выражений киноленты («Господин назначил меня любимой женой!», «За державу обидно», «Гюльчатай, открой личико!»), которые используются сегодня и в бытовой речи, и в публицистике. Выполнить эти задания можно ознакомившись с соответствующими отрывками из знаменитого фильма, включёнными в медиатеку статьи; к статье «Петербург» (уровень А1-А2) предлагаются задания на словообразование (образование прилагательных – названий городских объектов Петербурга), пазлы, задания на выбор правильной фотографии или репродукции, на которой изображён знаменитый петербургский памятник. Количество заданий к статье уровня С1-С2 значительно больше. Это задания, посвящённые петербургским топонимам, переименованиям города, его образным именованиям, крылатым словам, истории города и т.д.
Итак, преподавателю русского языка как иностранного или неродного словарь предлагает:
1. Словник, включающий номинативные единицы языка, обладающие национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой страны и известных всем русским. Причём национально-культурный фон этих единиц включает общеизвестные слова и выражения, которые звучат в живой современной речи грамотных русских людей, и поэтому их совершенно необходимо осваивать при изучении русского языка.
2. Контексты, в которых единицы словника функционируют, начиная от текстов-первоисточников, заканчивая текстами сегодняшнего дня, в которых языковая единица с национально-культурным компонентом семантики выполняет, например, функцию образного сравнения, входит в состав метафоры и пр. Этот аутентичный материал может быть использован и на уроках в классе, и при дистанционном обучении, а также может быть дополнен преподавателем или учениками.
Например, статья, посвящённая песне «Вдоль по Питерской» включает текст песни, аудиозаписи её исполнения Ансамблем песни и пляски Российской Армии и Муслимом Магомаевым, фрагмент мультфильма Б.П. Степанцева «Малыш и Карлсон», в котором герои лихо отплясывают под известный всем русским мотив, а также объявление о пешеходных экскурсиях по Москве («Вдоль по Питерской») и фрагмент статьи интернет-издания о столичной моде («Вдоль по Питерской: стиль мегаполиса»).
3. Ко многим статьям словарь предлагает интерактивные задания, которые преподаватель может использовать и как тренировочные, например, при подготовке к экзамену на соответствующий сертификационный уровень языка, и как контрольные. Суть этих заданий в том, что их выполнение предполагает закрепление лингвострановедческого материала статьи, а также знакомство с функционированием некоторой единицы языка в современном культурном контексте.
Например: в задании «Как три богатыря» надо определить, какие из современных фотографий их авторы в шутку могли сравнить со знаменитой картиной; для выполнения задания «В День Победы» надо вспомнить атрибуты праздника и выбрать их среди атрибутов других праздников; в задании «Как узнать Татьяну Ларину» надо определить портреты героини А.С. Пушкина среди портретов других литературных персонажей; задание «Подмосковные вечера» (угадай мелодию) напоминает известную телевизионную игру, с той разницей, что песню надо определить по телефонному рингтону.
Найти перечень всех имеющихся в словаре интерактивных заданий можно, зайдя с первого интерфейса в рубрику «Разделы», а затем в подрубрику «Задания».
4. Словарь предлагает материал с учетом уровня владения языком. Но если между текстами статей уровня В1-В2 и С1-С2 разница состоит в уровнях сложностей лексического, синтаксического, стилистического свойства, а также в степени глубины информации по теме, то статьи, ориентированные на уровень А1-А2, кроме того, отличаются ещё и обязательной креолизованностью, то есть представляют собой тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). См. подробнее в разделе «Как выбрать свой уровень сложности материалов?»
5. Словарь содержит материал, демонстрирующий диалог русской культуры с культурами других стран. Включение в корпус медиатеки словаря записей исполнений известных русских песен зарубежными исполнителями, репродукций картин, интерпретирующих сюжеты знаменитых произведений русского изобразительного искусства, переводов классических произведений русской поэзии, видеозаписей интерпретаций русских классических балетов и т.д. авторам словаря представляется вполне уместным, так как это естественным образом показывает актуальность или известность в мире произведений русского изобразительного искусства, литературы, музыки.
В качестве нескольких примеров можно привести запись песни «Надежда» в исполнении польской певицы Анны Герман, фотографию японского Чебурашки, юмористические коллажи китайских художников на сюжеты картин В.Г. Перова «Не ждали» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», казахскую песню Абая на слова Письма Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
6. Систему самостоятельного повышения квалификации (в словарь включены образцы уроков, созданные коллегами и посвящённые тем или иным реалиям русской культуры).
7. Возможность дальнейшей адаптации материалов для работы. Все материалы словаря можно копировать, тексты редактировать для подготовки презентаций, докладов и др.
Всё перечисленное может быть полезно и преподавателю, и учащимся русской школы.
Информация словаря может быть использована и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и при изучении истории или географии. Уровень сложности материала преподаватель выберет сам, учитывая возраст школьников, их подготовку, индивидуальные особенности.
Преподавателям русского языка словарь предоставит материалы, демонстрирующие связь языка и культуры в историческом (диахроническом) и синхроническом плане. Такая информация содержится в разделе «В языке и речи» каждой статьи, преимущественно предназначенных для уровня С1-С2.
Например: при изучении истории русской культуры прошлых столетий могут быть полезны статьи и материалы, посвящённые городам «Русского кольца», другим старинным городам и их остающимся современными брендам (вологодское масло, тульские пряники, ивановские ситцы и др.); при изучении географии Сибири – текст сказания о Байкале и Ангаре, предлагающий сказочное объяснение того, что только одна Ангара вытекает из озера Байкал и впадает в Енисей.
Для закрепления знаний по русской литературе могут быть полезны интерактивные задания, посвящённые творческим биографиям знаменитых поэтов и писателей, их произведениям и героям.
Для уроков истории России, вероятно, будут полезны задания, посвящённые отражению исторических событий в литературе и изобразительном искусстве.
Словарные материалы помогут учащимся при подготовке домашних самостоятельных работ, презентаций, докладов и пр., особенно в условиях дистанционного обучения.
Как найти нужную информацию
Словарь является надежным источником энциклопедической или лингвострановедческой информации, так как статьи словаря составлены на основе академических словарей и материалов из научных и научно-популярных источников.
Поисковая система словаря предполагает несколько путей поиска необходимой информации. Открыв первый интерфейс, Вы можете начать поиск необходимой информации через один из трёх входов в словарь: АЛФАВИТ, ТЕМАТИКА, РАЗДЕЛЫ.
Выбрав вход АЛФАВИТ, Вы получите списки статей, расположенных в алфавитном порядке. Из этого списка выберите интересующее Вас слово и откройте статью. По умолчанию Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности на А1-А2 или В1-В2, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях.
Войдя через ТЕМАТИКУ, Вы получаете список тематических групп словаря. Далее, выбрав интересующую Вас тематическую группу, получаете алфавитный список статей этой группы и выбираете нужную Вам. По умолчанию, как и во входе через АЛФАВИТ Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях.
При входе через РАЗДЕЛЫ Вы получаете материалы словаря, разделенные по трем группам: СТАТЬИ, МЕДИАТЕКА, ЗАДАНИЯ. Соответственно, открыв СТАТЬИ, Вы увидите полный алфавитный список всех статей словаря уровня С1-С2. Как и в предыдущих случаях, Вы можете изменить его, избрав уровень А1-А2 или В1-В2. Далее выбираете интересующую Вас статью.
Открыв раздел МЕДИАТЕКА, Вы получите классификатор материалов медиатеки по типам информации (тексты, репродукции, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи, караоке, видеосюжеты, панорамы, мультимедиа лекции) с указанием количества их в каждой группе.
Открыв раздел ЗАДАНИЯ, Вы получите перечень заданий, сгруппированных по связи с определенным уровнем языка (фонетика, лексика, словообразование, фразеология, афористика, стилистика), этикетом или с функционированием прецедентных феноменов.
Поиск необходимой информации также возможен с первого интерфейса через строку поиска. Записав в нее искомое слово (номинацию, название) и нажав НАЙТИ, Вы получите:
а) список статей, посвященных этому слову. В нем может быть одна статья (только уровень С1-С2), две статьи (В1-В2 и С1-С2) или три статьи (А1-А2, В1-В2, С1-С2);
б) список статей, в которых это слово упоминается;
в) список материалов медиатеки, в названиях или в текстах которых присутствует это слово;
г) список интерактивных заданий, в названиях или в материалах которых присутствует это слово или номинация.
Если же в словаре нет специальной статьи, то соответственно Вы получите:
а) список статей, в которых искомое слово или номинация упоминается;
б) список материалов медиатеки, в которых встречается это слово или номинация (в названиях или в тексте);
в) список интерактивных заданий, в материалах которых присутствует это слово или номинация.
Таким образом, поставив перед собой конкретную задачу и избрав путь поиска информации, Вы сможете собрать все необходимые вербальные и невербальные тексты и подготовить урок, презентацию, доклад и т. д. по соответствующей теме.
Как выбрать свой уровень сложности материалов?
В словаре использована сложившаяся в практике преподавания иностранных языков система наименований уровней владения языком: от А1 до С2. Предполагается, что для иностранных учащихся будет, в первую очередь, доступен и полезен уровень А1-А2, затем уровень В1-В2; уровень С1-С2, скорее всего, будет полезен зарубежному преподавателю.
Насколько эта классификация применима для учащихся и учителей в русской школе? Вероятно, определяющим здесь будет возраст учеников, с которым напрямую связана их общая грамотность, знакомство с основами наук, особенно, гуманитарных.
Следовательно:
– материалы уровня А1-А2, скорее всего, будут пригодны для учащихся начальной школы, так как в статьях этого уровня минимизирована информация, простой синтаксис предложений, минимизировано количество терминов и абстрактной лексики, тексты статей креализованные, интерактивные задания простые; лингвострановедческая информация также минимизирована;
– материалы уровня В1-В2 и С1-С2 будут полезны для учащихся основной и средней школы. Они содержат объем энциклопедической информации, соотносимой со школьными программами по гуманитарным дисциплинам и дополняют его лингвострановедческой информацией, освоение которой формирует знания школьников о связи языка и культуры на многих конкретных примерах. Медиатеки и ннтерактивные задания на этих уровнях разнообразней и сложней и вводят изучаемый объект в современный культурный контекст.
Например: статью, посвящённую И.А. Крылову, дополняют 5 интерактивных заданий (Крылатые слова И.А. Крылова; И.А. Крылов. Жизнь и творчество; Что написал И.А. Крылов?; Басни И.А. Крылова; Герои произведений И.А. Крылова). А медиатека статьи включает тексты 12 самых известных басен И.А. Крылова, ставших источниками крылатых слов, 4 репродукции, 6 фотографий и 3 видеофрагмента мультфильмов.
В любом случае только учитель может определить возможность и необходимость использования словаря в той или иной учебной ситуации, с тем или иным контингентом учащихся.
Использование словаря на уроке
В соответствии со своими основными задачами и функциями Словарь может быть использован как одно из средств обучения преимущественно на уроках русского языка как иностранного, а также в русских школах на уроках русского языка, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла.
Уроки РКИ, на которых может быть полезен словарь:
– уроки, посвящённые разным типам словарей, обучению работать со словарями при решении разнообразных учебных задач в различных видах речевой деятельности;
– уроки обучения чтению и говорению, чтению художественной литературы;
– уроки, посвящённые безэквивалентной лексике, фразеологии или афористике русского языка;
– уроки, посвящённые традиционному русскому этикету или этикетным формулам;
– уроки, посвящённые русским поэтам и писателям, классическим произведениям русской литературы, их интерпретациям в изобразительном искусстве, музыке, театре и кино;
– уроки, посвящённые традиционным страноведческим темам.
На этих уроках статья словаря может использоваться как учебный текст страноведческой или культуроведческой тематики; медиатека – для зрительной семантизации, формирования культурного фона изучаемого объекта; интерактивные задания – для закрепления изученного материала и знакомства иностранных учащихся с более широкими и современными культурными контекстами, в которых функционирует данное слово или номинация.
Материалы словаря во внеаудиторной работе
Материалы словаря можно использовать при подготовке викторин, конкурсов, квестов.
В качестве примера предлагаем вопросы для викторины по лингвострановедению.
Вопросы для викторины
Исторические события
1. В каком году Русь приняла христианство?
2. В названии каких войн есть слово отечественная?
3. Что отмечали в России 25 декабря 1812 г., кроме Рождества?
4. Что такое «Курская дуга»?
5. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?
Памятники
6. Памятник кому изображён на пятисотрублёвой купюре Банка России?
7. Какое произведение А.С. Пушкина дало название знаменитому памятнику?
8. Как ещё называют Покровский собор на Красной площади?
9. Что такое «храм на крови»?
10. В каком году был поставлен памятник «1000-летие России»?
Великие личности
11. Кто такие Кирилл и Мефодий?
12. Какого знаменитого русского учёного называют «архангельским мужиком»?
13. Фамилия кого из знаменитых деятелей культуры присвоена художественному училищу и мясному блюду?
14. Был ли Л.Н. Толстой участником Отечественной войны 1812 г.?
15. Какого знаменитого русского ученого называют «отцом космонавтики»?
Произведения искусства
16. Что изображено на занавесе МХАТа?
17. Как называется один из самых знаменитых пейзажей русского художника конца ХIХ – начала ХХ вв.?
18. Чему посвящена Седьмая симфония Д Д. Шостаковича?
19. Какой фильм В. Меньшова получил премию «Оскар»?
20. Какой знаменитый московский театр называют домом Островского?
История с географией
21. Как называлась река Урал до 1775 года?
22. Как назывался Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.?
23. Какое море в древности называлось Русским?
24. В честь кого назван город Екатеринбург?
25. Какой старинный русский город называли господином?
Кто автор?
26. Кто автор песни «В лесу родилась ёлочка?»
27. Кому принадлежат слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
28. Кто из героев А.С. Грибоедова считал, что «счастливые часов не наблюдают»?
29. Кто автор слов «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»?
30. Кто автор слов «Поэт в России больше, чем поэт»?
|
|
(не показано 55 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | =Преподавателям РКИ=
| + | {{Заголовок темы|Преподавателям русского языка}} |
− | Один из новых проектов Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина называется мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». Найти словарь можно на портале Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина или просто в интернете по адресу https://ls.pushkininstitute.ru. Материалы словаря доступны бесплатно онлайн всем пользователям стационарных, планшетных и мобильных устройств. Новизна этого словаря, во-первых, в содержании, а во-вторых, в том, что, в отличие от многих электронных словарей, представляющих собой лишь электронные версии книг, он предлагает пользователям значительно большие возможности в поиске и организации информации с помощью компьютерных технологий.
| |
| | | |
− | Авторы стремились усилить учебный характер словаря, сделав его не только справочником, но и интерактивным пособием, помогающим освоить (как при очной форме обучения, так и при дистанционной) функционирование в современной речи русских слов и выражений, обладающих национально-культурной ценностью. Учебному характеру соответствует и структурированность, и последовательность расположения материалов в рамках словарной статьи.
| + | =Зачем преподавателю лингвострановедческий словарь?= |
| | | |
− | '''Чем же по содержанию отличаются статьи этого издания, называющегося лингвострановедческим?'''
| + | Одна из основных целей преподавания РКИ – формирование социокультурной компетенции учащихся как составной части коммуникативной компетенции. |
| | | |
− | Прежде всего тем, что они в популярной форме рассказывают о тех словах, именах, названиях и выражениях, в которых наиболее ярко проявляется связь русского языка и культуры. И это не только известная всем безэквивалентная лексика (''самовар, щи, квас, валенки, перестройка'' и т.д.), но и большая группа слов и названий, за которыми для русских стоит больше, чем зафиксировано толковыми или энциклопедическими словарями. Действительно, ведь, если взять простое слово ''картошка'' и посмотреть в энциклопедический словарь, то прочитаете: КАРТОФЕЛЬ - многолетние клубненосные виды (ок. 150) рода паслен семейства пасленовых. Выращивают для пищевых, кормовых и технических целей картофель андийский (в Юж. Америке) и картофель европейский, или чилийский, или клубненосный (как однолетнее растение в странах с умеренным климатом). Родина - Юж. Америка. В Европу завезен в сер. 16 в.; в полевой культуре (в т. ч. в России) с 18 в. Средняя урожайность 200-400 ц с 1 га. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.).
| + | Среди прочего, содержание социокультурной компетенции включает устойчивые знания о культуре страны изучаемого языка, традициях, обычаях и быте, нормах и правилах социального поведения и умения реализовывать полученные знания в процессе общения; выступать полноправным участником межкультурной коммуникации, действовать в соответствии с поведенческими установками, принятыми в заданной культурной среде. |
| | | |
− | Толковый словарь еще более краток: КАРТОФЕЛЬ, я (ю), муж. Клубнеплод сем. паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни. | прил. картофельный, ая, ое. Картофельная мука (крахмал из картофеля). (Толковый словарь С.И. Ожегова).
| + | Формирование данного вида компетенции требует соответствующих средств обучения, в числе которых находится и лингвострановедческий мультимедийный словарь. |
| | | |
− | Иначе говоря, за рамками статей и энциклопедического, и толкового словарей осталось то, что в России в период освоения нового огородного растения знатные дамы лишь прикалывали нежный экзотичный цветок картофеля на бальные платья, а крестьяне называли клубни картофеля ''чёртовыми яблоками'' и отказывались их есть и сажать, что в середине ХVIII в. в стране прошли массовые крестьянские выступления, получившие название ''картофельные бунты'', а сейчас для русских картошка стала вторым хлебом, и один из самых популярных сортов картофеля называется нежным именем синеглазка; что в современном русском языке есть выражение нос картошкой , а в шутку русские говорят: ''Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко''. Такую информацию и принято называть лингвострановедческой, а словарь, где можно прочитать об этом - лингвострановедческим словарем.
| + | Формирование социокультурной компетенции начинается уже на самых ранних этапах изучения иностранного языка, когда у учащихся в запасе только минимальный набор лексики и грамматических структур, но они активно воспринимают зрительную информацию, значительная часть которой обладает национально-культурной спецификой. Следовательно, на первом (А1-А2) этапе чрезвычайно важна роль визуализации материала. Для работы с учащимися, находящимися на уровне А1-А2, мультимедийный лингвострановедческий словарь представляет каждый семантизируемый объект с помощью креолизованного текста, в котором присутствуют и взаимно дополняют друг друга несложный вербальный и невербальный (визуальный) компоненты. |
| | | |
− | Таким образом, в мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» входят:
| + | Для работы на этапах В1 и далее словарь предлагает преподавателю более объемные словарные статьи, которые можно использовать и как собственно справочный, и как учебный текст. |
| + | Для работы на любом этапе изучения языка, а также для учащихся с родным русским языком, преподаватель, также получает медиатеку, включающую разнообразные аудиовизуальные материалы, и интерактивные задания, которые можно использовать как тренировочные, игровые или контрольные. |
| | | |
− | 1. Слова и словосочетания, называющие факты и явления природы, национальной истории и культуры, например: ''Куликовская битва, колокол, липа, перестройка, царь, чин, щи'' и др.;
| + | Материалы медиатеки и интерактивных заданий также формируют знаниевый компонент социокультурной компетенции, вводя конкретную информацию статьи в более широкий культурный контекст. Интерактивные задания, кроме того, помогают осваивать функционирование в современной речи слов и выражений, обладающих национально-культурнной семантикой и тем самым также формировать социокультурную компетенцию учащихся. |
| | | |
− | 2. Имена собственные: топонимы, антропонимы (имена реальных людей – исторических личностей, государственных деятелей, ученых, писателей и т.д.; имена мифических персонажей, фольклорных и литературных), например: Нева, Сибирь, Александр Невский, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.И. Левитан, Баба Яга, Иванушка-дурачок, Обломов, Чебурашка и др.;
| + | =Что предлагает словарь преподавателю? = |
| | | |
− | 3. Названия общеизвестных литературных произведений, произведений изобразительного искусства, музыки, театра и кино, например: «Богатыри», «Место встречи изменить нельзя», «Ревизор», «Тёмная ночь», «Лебединое озеро», «Чапаев» и др.
| + | В отличие от традиционных словарей, кроме собственно словарной статьи мультимедийный лингвострановедческий словарь предлагает преподавателю '''медиатеку''' и '''интерактивные задания'''. |
| + | |
| + | Медиатека словаря состоит из текстотеки, фонотеки, фототеки, пинакотеки и видеотеки. |
| | | |
− | Второе существенное отличие содержания словаря в том, что в нем представлено полностью или фрагментарно все то, о чем говорится в статье. Этот материал входит в медиатеку статьи, состоящую из отрывков литературных или фольклорных произведений; аудиозаписей и караоке; видеофрагментов художественных и документальных фильмов, реалистических сферических панорам. Медиатека, в свою очередь, является связующим звеном между словарной статьей и интерактивными заданиями. Соответственно, выполнить интерактивные задания может тот, кто усвоил содержание словарной статьи и материалы медиатеки. Интерактивные задания также вводят эти материалы в более широкий культурный контекст, то есть выполняют не только контрольную функцию, но и информативную.
| + | '''Текстотека''' включает фольклорные произведения, художественную прозу, поэзию, драматические произведения, литературоведческие материалы, публицистику, мемуары, исторические документы, правила. В текстотеку включены отрывки, представляющие собой относительно законченные эпизоды и/или включающие выражения, ставшие крылатыми, а также фольклорные формулы. |
| | | |
− | Например, в медиатеке статьи, посвященной герою знаменитой сказки доктору Айболиту, находим отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит», иллюстрации к сказке В.Г. Сутеева, фотографии автора сказки К.И. Чуковского, современной аптеки под названием «Айболит» и рекламы компьютерной помощи «Айболит - онлайн», а также отрывки из художественных фильмов, снятых по сказке в разные десятилетия и поэтому представляющих разные киноинтерпретации знаменитой сказки. Таким образом, пользователь словаря может и прочитать сказку, и посмотреть, как выглядит доктор Айболит в представлении русских на иллюстрации и в кино. А чтобы проверить, запомнился ли ученикам этот замечательный доктор, в конце статьи предлагается выполнить интерактивные задания. В одном из них выбрать из трех цитат слова К.И. Чуковского о своем герое, которые помнят все русские (Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…), в другом «восстановить» портрет героя по характерным атрибутам – вещам, которые Айболит «забыл» в появляющейся на экране комнате, где побывали разные герои детских книжек.
| + | '''Фонотека''' включает аудиозаписи: художественное чтение, светскую музыку, духовную музыку, документальные аудиозаписи. |
| | | |
− | [[Файл:Chto vern ayb.jpg|центр|без|link=]]
| + | '''Фототека''' включает фото исторических личностей, деятелей науки и культуры, событий; виды городов, фото природных и городских архитектурных объектов; фото интерьеров соборов и музеев, артефактов, реклам; сцены из спектаклей и кадры из художественных фильмов. |
| + | |
| + | '''Пинакотека''' включает репродукции картин, иконы, миниатюры, иллюстрации, рисунки, гравюры, плакаты, афиши и билеты, открытки и др. Объединённые по видам и жанрам изобразительного искусства, они представляют собой совокупность прецедентных произведений изобразительного искусства, знакомых или хорошо известных россиянам и связанных как с историческими этапами развития государства, так и с известными изданиями фольклорных и литературных произведений. |
| + | |
| + | '''Видеотека''' включает историческую хронику, кинопублицистику, художественное кино, фрагменты кинозаписей исторических событий и торжественных мероприятий, фрагменты спектаклей и концертов, рекламных туристических фильмов, видеоклипы. |
| | | |
− | Авторам словаря представляется, что, поработав с такой мультимедийной статьей наш ученик запомнит, за что любят доктора Айболита и поймёт, почему его именем сегодня (спустя более полувека со времени опубликования сказки!) называют учреждения, которые оказывают помощь людям, и медицинскую, и компьютерную, а может быть и назовет Айболитом доктора, который его вылечил.
| + | Каждая статья словаря включает материалы медиатеки, минимально необходимые, по мнению авторов словаря, для раскрытия национально-культурной семантики и культурного фона конкретного слова или номинации. |
| | | |
− | Другой пример: не вызывает сомнений, что картина В.А. Серова «Девочка с персиками» является общеизвестным произведением русской живописи. Соответственно, задача учителя, во-первых, познакомить своих учеников с этой картиной, во-вторых, убедительно доказать, что она общеизвестна, а выражение «девочка с персиками» употребляется и сегодня. Сделать это и помогут интерактивные задания, выполнение которых возможно на уроке и может стать домашним заданием. Первое из них представляет собой пазл, причем в двух вариантах сложности, более простой из 9 фрагментов, более сложный – из 16. Сбор пазла позволяет надеяться, что в памяти учеников останется собственно картина, что дает основание для выполнения второго задания, которое формулируется следующим образом:
| + | '''Например''': в медиатеку статьи «Передвижники» входят репродукции картин и фотографии участников знаменитого творческого объединения; в медиатеку статьи «М.В. Ломоносов» входит знаменитый портрет учёного работы Л.С. Миропольского, титульные листы Российской грамматики и Риторики М.В. Ломоносова, фотографии памятников великому учёному, фото его профессорского диплома, фрагмент художественного фильма «Михайло Ломоносов» А.А. Прошкина. |
| | | |
− | «Картина В.А. Серова «Девочка с персиками» знакома всем русским с детства. Так и сегодня могут назвать милую розовощёкую девочку или девушку, в глазах и на лице которой отражается радость жизни.
| + | Материалы медиатеки являются связующим звеном между текстом статьи и '''интерактивными заданиями''', усиливающими учебную функцию словаря и помогающими преподавателю закрепить пройденный материал и увидеть его в более широком и современном культурном контексте: в названиях улиц и площадей, магазинов, знаменитых или традиционных товаров (продуктов), праздничных мероприятий, фирм бытового обслуживания населения, в слоганах уличной рекламы, заголовках газет, позывных радиостанций, рингтонах мобильных телефонов и т. д. Количество заданий и их цель соотносятся с местом, которое занимает семантизированное слово (номинация) в языке и культуре, вариантами его использования в речи (в качестве устойчивого сравнения, символа, в составе фразеологизма и др.), деривационными возможностями (образование новых слов, также обладающих национально-культурным компонентом семантики), а также уровнем сложности текстов статьи и медиатеки. |
| | | |
− | Выберите изображения, к которым подходит такое название. Прочитайте, как их назвали авторы.
| + | '''Например''', к статье, посвящённой знаменитому фильму «Белое солнце пустыни» (уровни В – С), предлагаются задания на усвоение крылатых выражений киноленты («Господин назначил меня любимой женой!», «За державу обидно», «Гюльчатай, открой личико!»), которые используются сегодня и в бытовой речи, и в публицистике. Выполнить эти задания можно ознакомившись с соответствующими отрывками из знаменитого фильма, включёнными в медиатеку статьи; к статье «Петербург» (уровень А1-А2) предлагаются задания на словообразование (образование прилагательных – названий городских объектов Петербурга), пазлы, задания на выбор правильной фотографии или репродукции, на которой изображён знаменитый петербургский памятник. Количество заданий к статье уровня С1-С2 значительно больше. Это задания, посвящённые петербургским топонимам, переименованиям города, его образным именованиям, крылатым словам, истории города и т.д. |
| + | |
| + | '''Итак, преподавателю русского языка как иностранного или неродного словарь предлагает:''' |
| | | |
− | [[Файл:Dev s persikami.jpg|центр|без|link=]]
| + | 1. '''Словник''', включающий номинативные единицы языка, обладающие национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой страны и известных всем русским. Причём национально-культурный фон этих единиц включает общеизвестные слова и выражения, которые звучат в живой современной речи грамотных русских людей, и поэтому их совершенно необходимо осваивать при изучении русского языка. |
| | | |
− | Основное место на экране занимают 5 современных фотографий, на которых изображены девочки. Рассмотрев их внимательно, ученики с помощью курсора отмечают те, которые напоминают им знаменитую картину. Если задание выполняется в аудитории, то можно предложить ученикам объяснить их выбор классу. Выбранные правильно фотографии остаются на экране с подписями, какие дали им их авторы: «Нюша с персиками» Серов (из коллекции «Смешарики в мировой живописи и графике»); Кравцов А.И. «Девочка с персиками». 1998; Пародия на картину В. Серова «Девочка с персиками» (техника «симпсонизации»).
| + | 2. '''Контексты''', в которых единицы словника функционируют, начиная от текстов-первоисточников, заканчивая текстами сегодняшнего дня, в которых языковая единица с национально-культурным компонентом семантики выполняет, например, функцию образного сравнения, входит в состав метафоры и пр. Этот аутентичный материал может быть использован и на уроках в классе, и при дистанционном обучении, а также может быть дополнен преподавателем или учениками. |
| | | |
− | Приведенные примеры иллюстрирует еще одну важную особенность словаря – его связь с современностью. Именно мультимедийный характер дает возможность это реализовать, демонстрируя, например, современный материал СМИ, подтверждающий, что то, о чем рассказано в статье актуально для современной речи русских, а не является только историей языка и культуры.
| + | Например, статья, посвящённая песне «Вдоль по Питерской» включает текст песни, аудиозаписи её исполнения Ансамблем песни и пляски Российской Армии и Муслимом Магомаевым, фрагмент мультфильма Б.П. Степанцева «Малыш и Карлсон», в котором герои лихо отплясывают под известный всем русским мотив, а также объявление о пешеходных экскурсиях по Москве («Вдоль по Питерской») и фрагмент статьи интернет-издания о столичной моде («Вдоль по Питерской: стиль мегаполиса»). |
| | | |
− | '''Второе существенное отличие словаря в широких возможностях поиска и организации информации с помощью компьютерных технологий.''' | + | 3. Ко многим статьям словарь предлагает '''интерактивные задания''', которые преподаватель может использовать и как тренировочные, например, при подготовке к экзамену на соответствующий сертификационный уровень языка, и как контрольные. Суть этих заданий в том, что их выполнение предполагает закрепление лингвострановедческого материала статьи, а также знакомство с функционированием некоторой единицы языка в современном культурном контексте. |
| | | |
− | Открыв первый интерфейс словаря, мы сразу видим диапазон этих возможностей.
| + | '''Например''': в задании «Как три богатыря» надо определить, какие из современных фотографий их авторы в шутку могли сравнить со знаменитой картиной; для выполнения задания «В День Победы» надо вспомнить атрибуты праздника и выбрать их среди атрибутов других праздников; в задании «Как узнать Татьяну Ларину» надо определить портреты героини А.С. Пушкина среди портретов других литературных персонажей; задание «Подмосковные вечера» (угадай мелодию) напоминает известную телевизионную игру, с той разницей, что песню надо определить по телефонному рингтону. |
| | | |
− | [[Файл:L slovar.jpg|центр|без|link=]]
| + | Найти перечень всех имеющихся в словаре интерактивных заданий можно, зайдя с первого интерфейса в рубрику «Разделы», а затем в подрубрику «Задания». |
| | | |
− | В верхней строке пользователю предлагается три варианта входа в словарь: по алфавиту, по тематике (География страны, Города, Государственные институты, Домашние животные, Единицы измерения, Изобразительное искусство, Ископаемые, История страны, Календарь, праздники и обряды, Кулинария, Литературные персонажи, Народное искусство, Народное образование, Музыкальное искусство, Поле и огород, Религия, Русский язык, Сад, Социальные слои, Театр и кино, Традиционный быт, Фауна, Флора, Фольклор, Художественная литература) или через один из трех больших разделов (Статьи, Медиатека, Задания). Это означает, что пользователь может получить разнообразный материал и по одной интересующей его статье, найденной по алфавиту, и по всему словарному контенту. Например, открыв раздел Медиатеки «Аудиозаписи», можно прослушать все то, что содержит словарь: художественное чтение, произведения светской или духовной музыки, документальные записи. В разделе «Репродукции» увидеть произведения живописи, иконы, миниатюры, иллюстрации, графику, гравюры, плакаты, афиши и билеты,
| + | 4. Словарь предлагает материал '''с учетом уровня владения языком'''. Но если между текстами статей уровня В1-В2 и С1-С2 разница состоит в уровнях сложностей лексического, синтаксического, стилистического свойства, а также в степени глубины информации по теме, то статьи, ориентированные на уровень А1-А2, кроме того, отличаются ещё и обязательной креолизованностью, то есть представляют собой тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). См. подробнее в разделе «Как выбрать свой уровень сложности материалов?» |
− | открытки и др.
| |
| | | |
− | И что существенно отличает этот словарь от других – вся присутствующая в нем текстовая и аудиовизуальная информация может быть отобрана по уровням сложности, то есть одна и та же статья во многих случаях предлагается в трех вариантах: доступном для носителя языка или для преподавателя русского языка как иностранного; доступном для учеников, владеющих русским языком на уровне не менее В1-В2; доступном для учеников, владеющих русским языком на уровне, не превышающем А2.
| + | 5. Словарь содержит материал, демонстрирующий '''диалог русской культуры с культурами других стран'''. Включение в корпус медиатеки словаря записей исполнений известных русских песен зарубежными исполнителями, репродукций картин, интерпретирующих сюжеты знаменитых произведений русского изобразительного искусства, переводов классических произведений русской поэзии, видеозаписей интерпретаций русских классических балетов и т.д. авторам словаря представляется вполне уместным, так как это естественным образом показывает актуальность или известность в мире произведений русского изобразительного искусства, литературы, музыки. |
− | Быстрота поиска и организации материала зависит только от навыков работы пользователя с компьютером.
| |
| | | |
− | Все перечисленные особенности нового мультимедийного лингвострановедческого словаря «Россия» позволяют ему существовать как открытой структуре, дополняться и корректироваться с учетом изменений, происходящих в языке и культуре, а также пополняться новыми интерактивными ресурсами. Работа над словарем продолжается, и авторский коллектив регулярно оповещает пользователей о новых материалах в строке баннера на первом интерфейсе словаря. Мы также будем рады отзывам о словаре, критическим замечаниям и предложениям. Для этого достаточно перейти в раздел «Обратная связь» и написать нам.
| + | В качестве нескольких примеров можно привести запись песни «Надежда» в исполнении польской певицы Анны Герман, фотографию японского Чебурашки, юмористические коллажи китайских художников на сюжеты картин В.Г. Перова «Не ждали» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», казахскую песню Абая на слова Письма Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
− | | |
− | Руководитель проекта
| |
− | Мультимедийный лингвострановедческий
| |
− | словарь «Россия» <p align="right">Е.Г. Ростова</p>
| |
− | | |
− | =Учителям школ России=
| |
− | '''Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» на уроке и дома'''
| |
− | | |
− | В отечественной педагогической практике существует хорошая традиция выпуска новых учебников и учебных пособий к 1 сентября. В этом году в арсенале школьных учителей появится новое пособие – Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». Словарь создаётся в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина на основе издания «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» (АСТ – Пресс Книга. 2007-2009), но значительно отличается от книги по содержанию, формам презентации материала, функциям, лингвометодическому потенциалу и, что не менее важно, не имеет аналогов в отечественной и мировой учебной лексикографии, в том числе и среди электронных словарей, представленных сегодня в Интернете.
| |
| | | |
− | Работа над проектом ещё не завершена, но то количество статей и материалов, которые уже готовы, позволяет авторам предлагать свою работу уже сейчас. Материалы словаря доступны бесплатно онлайн всем пользователям стационарных, планшетных и мобильных устройств.
| + | 6. Систему самостоятельного повышения квалификации (в словарь включены образцы уроков, созданные коллегами и посвящённые тем или иным реалиям русской культуры). |
| | | |
− | Мультимедийный характер словаря позволяет выбрать тот уровень сложности материалов, который соответствует уровню владения русским языком ваших учеников. Использовать словарь могут и преподаватели русского языка как иностранного, и русского языка как родного, а также все, кому интересна связь языка с русской историей и культурой.
| + | 7. Возможность дальнейшей адаптации материалов для работы. Все материалы словаря можно копировать, тексты редактировать для подготовки презентаций, докладов и др. |
| | | |
− | В словник словаря входят '''''номинативные единицы языка''', обладающие национально-культурным фоном, то есть некоторым набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой страны и известных всем русским. Причём национально-культурный фон этих единиц обязательно должен включать общеизвестные слова и выражения'', которые звучат в живой современной речи грамотных русских людей, и поэтому их совершенно необходимо осваивать ещё в школьные годы. В этом суть лингвострановедческого словаря, демонстрирующего, как в словах и выражениях отражается многовековая русская культура.
| + | '''Всё перечисленное может быть полезно и преподавателю, и учащимся русской школы.''' |
| | | |
− | Эту информацию не дают ни толковые словари, ни энциклопедические. Например, только лингвострановедческий словарь расскажет о том, почему простой лук «от семи недуг», почему он сначала зелёный, а потом репчатый, но купола церквей называют луковками, что означает выражение «горе луковое» и когда оно употребляется.
| + | Информация словаря может быть использована и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и при изучении истории или географии. Уровень сложности материала преподаватель выберет сам, учитывая возраст школьников, их подготовку, индивидуальные особенности. |
| | | |
− | Каждая статья словаря включает определение, краткую энциклопедическую справку, рассказ о месте описываемого объекта в русской истории и культуре и информацию о словах и выражениях, связанных с заголовочным словом статьи. Дополняют статью медиатека и интерактивные задания. В медиатеку входят вербальные и невербальные тексты, упомянутые в словарной статье: отрывки из литературных произведений и фольклора; аудиозаписи и караоке; видеофрагменты художественных и документальных фильмов, 3D модели, реалистические сферические панорамы. Цель интерактивных заданий – помочь проверить усвоенность материала статьи словаря и медиатеки, а также ввести этот материал в более широкий и современный культурный контекст.
| + | Преподавателям русского языка словарь предоставит материалы, демонстрирующие связь языка и культуры в историческом (диахроническом) и синхроническом плане. Такая информация содержится в разделе «В языке и речи» каждой статьи, преимущественно предназначенных для уровня С1-С2. |
| | | |
− | Мультимедийный характер словаря даёт возможность организовывать его материалы по алфавитному принципу или по тематике. Возможно также обращение только к общей медиатеке словаря (раздел «Медиатека») или к интерактивным заданиям (раздел «Задания»).
| + | '''Например''': при изучении истории русской культуры прошлых столетий могут быть полезны статьи и материалы, посвящённые городам «Русского кольца», другим старинным городам и их остающимся современными брендам (вологодское масло, тульские пряники, ивановские ситцы и др.); при изучении географии Сибири – текст сказания о Байкале и Ангаре, предлагающий сказочное объяснение того, что только одна Ангара вытекает из озера Байкал и впадает в Енисей. |
| | | |
− | В качестве примера привёдем небольшую по объёму статью, посвящённую знаменитой картине В.М. Васнецова «Алëнушка»:
| + | Для закрепления знаний по русской литературе могут быть полезны интерактивные задания, посвящённые творческим биографиям знаменитых поэтов и писателей, их произведениям и героям. |
− | Картина В. М. Васнецова.
| |
− | '''Энциклопедическая справка'''
| |
− | Создана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее (см. Третьяковка). Размеры 173х121 см. На полотне изображена крестьянская (см. '''крестьянка'''*) девочка, в глубокой печали сидящая на берегу пруда. Грустный осенний (см. '''осень'''*) пейзаж средней полосы России подчеркивает её настроение.
| |
| | | |
− | '''В культуре'''
| + | Для уроков истории России, вероятно, будут полезны задания, посвящённые отражению исторических событий в литературе и изобразительном искусстве. |
| | | |
− | Картина напоминает зрителю Алëнушку – героиню «Сказки про сестрицу Алëнушку и братца Иванушку», однако это не иллюстрация к сказке. Тем не менее, репродукция этой популярной в России картины часто включается в издания русских народных сказок.
| + | Словарные материалы помогут учащимся при подготовке домашних самостоятельных работ, презентаций, докладов и пр., особенно в условиях дистанционного обучения. |
| | | |
− | '''В языке и речи'''
| + | = Как найти нужную информацию = |
| | | |
− | ''Алëнушкой'' могут назвать грустно сидящую девушку или девочку. Возможно также выражение ''сидит как Алëнушка''.
| + | Словарь является надежным источником энциклопедической или лингвострановедческой информации, так как статьи словаря составлены на основе академических словарей и материалов из научных и научно-популярных источников. |
| | | |
− | '''Медиатека''' | + | Поисковая система словаря предполагает несколько путей поиска необходимой информации. Открыв первый интерфейс, Вы можете начать поиск необходимой информации через один из трёх входов в словарь: '''АЛФАВИТ''', '''ТЕМАТИКА''', '''РАЗДЕЛЫ'''. |
| | | |
− | Репродукции
| + | Выбрав вход '''АЛФАВИТ''', Вы получите списки статей, расположенных в алфавитном порядке. Из этого списка выберите интересующее Вас слово и откройте статью. По умолчанию Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности на А1-А2 или В1-В2, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях. |
| | | |
− | #Васнецов В.М. «Алëнушка». 1881
| + | Войдя через '''ТЕМАТИКУ''', Вы получаете список тематических групп словаря. Далее, выбрав интересующую Вас тематическую группу, получаете алфавитный список статей этой группы и выбираете нужную Вам. По умолчанию, как и во входе через АЛФАВИТ Вам откроется статья уровня С1-С2. Вы можете изменить уровень сложности, выбрав необходимый Вам в правом верхнем углу экрана под строкой ПОИСК, если данная статья представлена в словаре на нескольких уровнях. |
| | | |
− | Фотографии
| + | При входе через '''РАЗДЕЛЫ''' Вы получаете материалы словаря, разделенные по трем группам: СТАТЬИ, МЕДИАТЕКА, ЗАДАНИЯ. Соответственно, открыв СТАТЬИ, Вы увидите полный алфавитный список всех статей словаря уровня С1-С2. Как и в предыдущих случаях, Вы можете изменить его, избрав уровень А1-А2 или В1-В2. Далее выбираете интересующую Вас статью. |
| | | |
− | # Виктор Михайлович Васнецов. Фотография 1900-х годов.
| + | Открыв раздел '''МЕДИАТЕКА''', Вы получите классификатор материалов медиатеки по типам информации (тексты, репродукции, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи, караоке, видеосюжеты, панорамы, мультимедиа лекции) с указанием количества их в каждой группе. |
− | # Государственная Третьяковская галерея.
| |
| | | |
− | '''Интерактивные задания''' | + | Открыв раздел '''ЗАДАНИЯ''', Вы получите перечень заданий, сгруппированных по связи с определенным уровнем языка (фонетика, лексика, словообразование, фразеология, афористика, стилистика), этикетом или с функционированием прецедентных феноменов. |
| | | |
− | Прецедентные феномены
| + | Поиск необходимой информации также возможен с первого интерфейса через строку поиска. Записав в нее искомое слово (номинацию, название) и нажав НАЙТИ, Вы получите: |
| + | <poem> |
| + | а) список статей, посвященных этому слову. В нем может быть одна статья (только уровень С1-С2), две статьи (В1-В2 и С1-С2) или три статьи (А1-А2, В1-В2, С1-С2); |
| + | б) список статей, в которых это слово упоминается; |
| + | в) список материалов медиатеки, в названиях или в текстах которых присутствует это слово; |
| + | г) список интерактивных заданий, в названиях или в материалах которых присутствует это слово или номинация. |
| + | </poem> |
| | | |
− | # Картина В.М. Васнецова «Алёнушка»
| + | Если же в словаре нет специальной статьи, то соответственно Вы получите: |
− | # Как «Алёнушка» В.М. Васнецова
| + | <poem> |
| + | а) список статей, в которых искомое слово или номинация упоминается; |
| + | б) список материалов медиатеки, в которых встречается это слово или номинация (в названиях или в тексте); |
| + | в) список интерактивных заданий, в материалах которых присутствует это слово или номинация. |
| + | </poem> |
| | | |
− | Рассмотрим, как можно работать с мультимедийным словарём «Россия» на уроках. Остановимся подробнее на интерактивных заданиях потому, что именно наличие такого рода заданий в словаре (сегодня их уже 215) увеличивает методический потенциал этого мультимедийного продукта, что в свою очередь позволяет использовать его и в классе, оборудованном компьютерами, и при выполнении домашнего задания, и дистанционно, если того требует соответствующая форма обучения. Интерактивные задания словаря достаточно разнообразны и связаны с теми словами и выражениями, в которых проявляется связь языка и культуры на том или ином уровне языка, начиная с фонетики и заканчивая текстом. Эти задания можно использовать и на уроках русского языка, и как дополнительные, межпредметные, на уроках по отечественной истории или по изобразительному искусству. Привеёем примеры заданий, которые могут быть использованы для разных учебных дисциплин.
| + | Таким образом, поставив перед собой конкретную задачу и избрав путь поиска информации, Вы сможете собрать все необходимые вербальные и невербальные тексты и подготовить урок, презентацию, доклад и т. д. по соответствующей теме. |
| | | |
− | '''Урокам русского языка''' предназначается большая часть интерактивных заданий словаря. Они могут быть связаны со словообразованием, с фразеологией и афористикой, русским речевым этикетом и др. Например, задания к статье «Петербург»:
| + | = Как выбрать свой уровень сложности материалов? = |
− | <div style="margin-left: 2em">'''1. Названия улиц Петербурга связаны с историей этих мест и часто напоминают о тех ремёслах, которые были распространены здесь. Выберите название улицы.'''</div>
| |
| | | |
− | На экране видна фотография знаменитого проспекта Петербурга и подсказка: '''Название происходит от названия реки, на которой расположен город'''. Необходимо выбрать одно из названий, расположенных списком в левой части экрана.
| + | В словаре использована сложившаяся в практике преподавания иностранных языков система наименований уровней владения языком: от А1 до С2. Предполагается, что для иностранных учащихся будет, в первую очередь, доступен и полезен уровень А1-А2, затем уровень В1-В2; уровень С1-С2, скорее всего, будет полезен зарубежному преподавателю. |
− | <div style="margin-left: 2em">'''2. В русском языке прилагательные часто образуются от имён и названий с помощью суффикса -ск- по модели:'''<br />
| |
− | '''Ленинград + -ск- = Ленинградский'''<br />
| |
− | '''Октябрь + -ск- = Октябрьская'''<br />
| |
− | '''Образуйте прилагательные от имён и названий и впишите ваш вариант ответа.'''
| |
− | </div>
| |
| | | |
− | При правильном выполнении задания на экране появляется список известных петербургских названий, в состав которых входят прилагательные, образованные с помощью суффикса –ск-.
| + | Насколько эта классификация применима для учащихся и учителей в русской школе? Вероятно, определяющим здесь будет возраст учеников, с которым напрямую связана их общая грамотность, знакомство с основами наук, особенно, гуманитарных. |
| | | |
− | К статьям, посвящённым государственным, бытовым или православным праздникам, предлагаются задания на составление текста поздравительных открыток в соответствии с русским речевым этикетом. При этом необходимо правильно выбрать саму открытку, «Ты» или «Вы» форму общения, а также форму единственного или множественного числа глагола и правильно подписать поздравление.
| + | Следовательно: |
| + | <poem> |
| + | – материалы уровня А1-А2, скорее всего, будут пригодны для учащихся начальной школы, так как в статьях этого уровня минимизирована информация, простой синтаксис предложений, минимизировано количество терминов и абстрактной лексики, тексты статей креализованные, интерактивные задания простые; лингвострановедческая информация также минимизирована; |
| + | – материалы уровня В1-В2 и С1-С2 будут полезны для учащихся основной и средней школы. Они содержат объем энциклопедической информации, соотносимой со школьными программами по гуманитарным дисциплинам и дополняют его лингвострановедческой информацией, освоение которой формирует знания школьников о связи языка и культуры на многих конкретных примерах. Медиатеки и ннтерактивные задания на этих уровнях разнообразней и сложней и вводят изучаемый объект в современный культурный контекст. |
| + | </poem> |
| | | |
− | Многие задания словаря могут быть использованы и '''на уроках литературы'''. В качестве примера приведём задания к статье «И.А. Крылов». В одном из них необходимо собрать знаменитые крылатые слова великого баснописца, «разбросанные» по экрану. При правильном составлении фразы на экране появляется и название басни – источника выражения. В другом задании надо «собрать» названия басен по модели «Волки и овцы» или «Ворона и курица». В середине экрана при этом находится большая буква И, а справа и слева от неё названия животных – героев басен И.А. Крылова. При правильном выполнении задания на экране появляются иллюстрации к этим басням, на которых и изображены их герои. В третьем задании необходимо определить, какие произведения написал И.А. Крылов, а какие – другие авторы.
| + | '''Например''': статью, посвящённую И.А. Крылову, дополняют 5 интерактивных заданий (Крылатые слова И.А. Крылова; И.А. Крылов. Жизнь и творчество; Что написал И.А. Крылов?; Басни И.А. Крылова; Герои произведений И.А. Крылова). А медиатека статьи включает тексты 12 самых известных басен И.А. Крылова, ставших источниками крылатых слов, 4 репродукции, 6 фотографий и 3 видеофрагмента мультфильмов. |
| | | |
− | В игровой форме сделаны задания на «опознание» литературных героев по характерным для них вещам, атрибутам, деталям интерьера. Например, задание «Что вернуть Евгению Онегину?». На большей части экрана изображается комната, в которой находятся вещи литературных героев, и следующий текст задания: '''«Перед вами комната, в которой герои русской классической литературы «забыли» свои вещи. Что надо вернуть Евгению Онегину?».''' | + | В любом случае только учитель может определить возможность и необходимость использования словаря в той или иной учебной ситуации, с тем или иным контингентом учащихся. |
| | | |
− | При правильном выборе вещей постепенно появляется изображение персонажа с характерными для его внешнего облика атрибутами.
| + | = Использование словаря на уроке = |
| | | |
− | В форме игры сделано и значительно более сложное задание к статье «Евгений Онегин» под названием «Дуэль? – Дуэль!». В нем ученикам предлагается проследить каждый шаг дуэлянта, начиная с ситуации, приведшей к вызову на дуэль, заканчивая её возможным исходом. На всех этапах выполнения задания у играющего есть возможность выбрать вариант поведения героя, который соответствует или не соответствует принятым нормам и так называемому дуэльному кодексу первой четверти ХIХ века. Игру сопровождают отрывки из моноспектакля Сергея Юрского «Евгений Онегин» и комментарии авторов словаря. | + | В соответствии со своими основными задачами и функциями Словарь может быть использован как одно из средств обучения преимущественно на уроках русского языка как иностранного, а также в русских школах на уроках русского языка, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла. |
| | | |
− | '''На уроках по русскому изобразительному искусству''' могут быть использованы задания к статьям, посвящённым знаменитым картинам (тематический раздел «Изобразительное искусство»), названия которых также хорошо известны и используются в современной речи, в СМИ и даже обыгрываются художниками-карикатуристами. Такие задания есть, например, к статье «Алёнушка». Они относятся к группе заданий «Прецедентные феномены». Название этой группы связано с термином ''прецедентный текст'', то есть текст, который известен большинству образованных носителей русского языка и культуры, обладающий безусловной национально-культурной ценностью, регулярно воспроизводимый и интерпретируемый. Прецедентные тексты могут быть вербальными, аудио- или визуальными текстами (статичное изображение и кино). Не вызывает сомнений, что картина В.М. Васнецова является прецедентным визуальным текстом русской культуры. Соответственно, задача учителя, во-первых, познакомить своих учеников с этой картиной, во-вторых, убедительно доказать, что она общеизвестна, а её название вошло в выражение ''сидит как Алёнушка'' и употребляется в соответствующей ситуации. Сделать это и помогут два интерактивных задания. Первое из них представляет собой пазл, причём в двух вариантах сложности: более простой состоит из 9 фрагментов, более сложный – из 16. Сбор пазла позволяет надеяться, что в памяти учеников останется собственно картина, зрительный образ, и это даёт основание для выполнения второго задания, которое формулируется следующим образом:
| + | Уроки РКИ, на которых может быть полезен словарь: |
| + | <poem> |
| + | – уроки, посвящённые разным типам словарей, обучению работать со словарями при решении разнообразных учебных задач в различных видах речевой деятельности; |
| + | – уроки обучения чтению и говорению, чтению художественной литературы; |
| + | – уроки, посвящённые безэквивалентной лексике, фразеологии или афористике русского языка; |
| + | – уроки, посвящённые традиционному русскому этикету или этикетным формулам; |
| + | – уроки, посвящённые русским поэтам и писателям, классическим произведениям русской литературы, их интерпретациям в изобразительном искусстве, музыке, театре и кино; |
| + | – уроки, посвящённые традиционным страноведческим темам. |
| + | </poem> |
| | | |
− | '''Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» знакома всем русским с детства. Её название используется в речи для характеристики грустно сидящей девушки или девочки. Возможно также выражение «сидит как Алëнушка».'''
| + | На этих уроках статья словаря может использоваться как учебный текст страноведческой или культуроведческой тематики; медиатека – для зрительной семантизации, формирования культурного фона изучаемого объекта; интерактивные задания – для закрепления изученного материала и знакомства иностранных учащихся с более широкими и современными культурными контекстами, в которых функционирует данное слово или номинация. |
| | | |
− | '''Выберите все изображения, которые можно так назвать. Прочитайте, как назвали их авторы.'''
| + | = Материалы словаря во внеаудиторной работе = |
| | | |
− | Ниже на экране находятся 5 современных фотографий, на которых изображены девочки. Рассмотрев их внимательно, ученики с помощью курсора отмечают те, которые напоминают им знаменитую картину. Если задание выполняется в аудитории, то можно предложить ученикам объяснить их выбор классу. Правильно выбранные фотографии остаются на экране с теми подписями, которые дали им их авторы: ''Вот сидит моя «Алёнушка» на пенечке…; Сидит, как Алёнушка, на камешке и грустит..., а может и мечтает :); Усовершенствованная версия картины Васнецова «Алёнушка»''. Завершить выполнение задания можно вопросом, почему авторы фотографий сделали именно такие подписи к каждой из них, а также предложением кому-то из девочек сесть как Алёнушка.
| + | Материалы словаря можно использовать при подготовке викторин, конкурсов, квестов. |
| | | |
− | Аналогичные задания предлагаются к каждой из статей, посвящённых выдающимся произведениям русской живописи («Богатыри» В.М. Васнецова, «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Тройка» В.Г. Перова, «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина и др.).
| + | В качестве примера предлагаем вопросы для викторины по лингвострановедению. |
| | | |
− | '''На уроках по истории России''' могут быть использованы задания из группы под названием «Лексика». Например, задание «История переименований Петербурга», размещённое в статье «Петербург»: | + | '''Вопросы для викторины''' |
| | | |
− | '''В 1992 году городу было возвращено название Санкт-Петербург. Как он назывался в другие исторические периоды? Сопоставьте даты и названия парным выбором.''' | + | '''Исторические события''' |
| + | <poem> |
| + | 1. В каком году Русь приняла христианство? |
| + | 2. В названии каких войн есть слово отечественная? |
| + | 3. Что отмечали в России 25 декабря 1812 г., кроме Рождества? |
| + | 4. Что такое «Курская дуга»? |
| + | 5. Какое событие произошло 12 апреля 1961 года? |
| + | </poem> |
| | | |
− | При правильном соотнесении исторического периода и названия на экране появляются характерные для данного периода изображения города: литография, репродукции картин, фотографии. Их можно увеличить и рассмотреть в деталях, характерных для той или иной эпохи.
| + | '''Памятники''' |
| + | <poem> |
| + | 6. Памятник кому изображён на пятисотрублёвой купюре Банка России? |
| + | 7. Какое произведение А.С. Пушкина дало название знаменитому памятнику? |
| + | 8. Как ещё называют Покровский собор на Красной площади? |
| + | 9. Что такое «храм на крови»? |
| + | 10. В каком году был поставлен памятник «1000-летие России»? |
| + | </poem> |
| | | |
− | Материалы словаря можно использовать и для составления презентаций в качестве домашних заданий, для подготовки к экскурсиям, к литературным и историческим викторинам.
| + | '''Великие личности''' |
| + | <poem> |
| + | 11. Кто такие Кирилл и Мефодий? |
| + | 12. Какого знаменитого русского учёного называют «архангельским мужиком»? |
| + | 13. Фамилия кого из знаменитых деятелей культуры присвоена художественному училищу и мясному блюду? |
| + | 14. Был ли Л.Н. Толстой участником Отечественной войны 1812 г.? |
| + | 15. Какого знаменитого русского ученого называют «отцом космонавтики»? |
| + | </poem> |
| | | |
− | Работа над проектом «Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия» ведётся с 2014 года, и в 2016 году будет сформирован его основной корпус. В дальнейшем словарь будет регулярно обновляться, дополняться новыми материалами, отражающими живой процесс взаимодействия русского языка и культуры России.
| + | '''Произведения искусства''' |
| + | <poem> |
| + | 16. Что изображено на занавесе МХАТа? |
| + | 17. Как называется один из самых знаменитых пейзажей русского художника конца ХIХ – начала ХХ вв.? |
| + | 18. Чему посвящена Седьмая симфония Д Д. Шостаковича? |
| + | 19. Какой фильм В. Меньшова получил премию «Оскар»? |
| + | 20. Какой знаменитый московский театр называют домом Островского? |
| + | </poem> |
| | | |
− | Авторский коллектив словаря приглашает всех желающих принять участие в его создании: дать оценку статьям словаря, предложить дополнительные материалы и интересные интерактивные задания к ним.
| + | '''История с географией''' |
| + | <poem> |
| + | 21. Как называлась река Урал до 1775 года? |
| + | 22. Как назывался Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.? |
| + | 23. Какое море в древности называлось Русским? |
| + | 24. В честь кого назван город Екатеринбург? |
| + | 25. Какой старинный русский город называли господином? |
| + | </poem> |
| | | |
− | <p align="right">Е.Г. Ростова</p> | + | '''Кто автор?''' |
− | <p align="right">Ведущий научный сотрудник Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина</p>
| + | <poem> |
| + | 26. Кто автор песни «В лесу родилась ёлочка?» |
| + | 27. Кому принадлежат слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? |
| + | 28. Кто из героев А.С. Грибоедова считал, что «счастливые часов не наблюдают»? |
| + | 29. Кто автор слов «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»? |
| + | 30. Кто автор слов «Поэт в России больше, чем поэт»? |
| + | </poem> |