Территория современной Республики Армении вошла в состав Российской империи в ходе русско-персидских и русско-турецких войн XIX века, однако опыт общения и совместного проживания русского и армянского народов насчитывает многие столетия. Ещё в древнерусские города, а позднее в Московское царство и Российскую империю приезжали армянские купцы, ремесленники, врачи, художники…, а сегодня в России живёт более миллиона армян. Культуры народов переплетались настолько тесно, что иногда между ними невозможно провести границу.
У истоков российской светской живописи стоял армянский художник Богдан Салтанов. Его творения настолько понравились царю Алексею Михайловичу, что государь пригласил Салтанова из далёкого персидского города Новой Джульфы в Москву. Здесь он перешёл в православие (в то время это означало принятие подданства) и получил новое имя Иван, а также был пожалован в дворяне. Созданные Салтановым светские полотна утрачены, до нашего времени дошёл лишь надгробный портрет царя Федора Алексеевича, но, как и многие приехавшие в Россию иноземцы, он оставил после себя учеников.
Одним из самых известных русских художников XIX столетия по праву считается Иван Константинович Айвазовский, родившийся в семье жившего в Феодосии армянского купца. При появлении на свет его записали, как «Ованнеса, сына Геворка Айвазяна». Творчество Айвазовского тесно связано с российской Академией художеств, где он прошёл путь от ученика до профессора и академика. Вклад Айвазовского в развитие русской живописи трудно переоценить.
Иначе проходил творческий путь Мартироса Сергеевича Сарьяна. Осваивать профессию художника он начал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его наставников были В.А. Серов и К.А. Коровин. Художественные поиски Сарьяна шли в сотрудничестве с такими известными объединениями русских художников Серебряного века, как «Голубая роза» и «Мир искусства». Лишь в 1920-х годах, став сложившимся мастером с мировым именем, он переезжает в Армению. Здесь с его творчеством связано становление целого направления в армянском изобразительном искусстве. Работы Сарьяна знакомили русского зрителя с природой Армении, её архитектурой, повседневной жизнью. Написанная в 1928 году картина «Старый Ереван» появилась на марке, изданной в 1980 году к 100-летию со дня рождения художника. Его полотна украшают Государственную Третьяковскую галерею в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Национальный музей русского искусства в Киеве.
В музыке русскую и армянскую культуру связало имя Арама Ильича Хачатуряна, одного из крупнейших композиторов XX века. Получив образование в Гнесинском музыкальном училище и Московской консерватории, он широко использовал в своем творчестве народные мотивы. Его «Танец с саблями», написанный для балета «Гаянэ» (1942), известен даже людям далеким от искусства. Большую популярность имела музыка, написанная композитором к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Подлинную славу А.И. Хачатуряну принёс балет «Спартак». Этот спектакль вошёл в репертуар многих балетных трупп страны. Местом его первой постановки стал Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1968 году «Спартак» был поставлен в Большом театре Ю.Н. Григоровичем. С тех пор спектакль не сходит с главной балетной сцены России. В 2006 г. в Москве в Брюсовом переулке, недалеко от Большого театра, торжественно открыт памятник композитору.
Важный вклад в развитие русской музыкальной культуры внёс ученик Хачатуряна Арно Арутюнович Бабаджанян, который снискал широкое признание как композитор-песенник. Его лирические песни на стихи А. Вознесенского, Р. Рождественского, А. Дементьева, Е. Евтушенко и других русских поэтов в исполнении М.М. Магомаева («Королева красоты», «Благодарю тебя», «Чёртово колесо», «Свадьба», «Ноктюрн») звучали по всей стране. До нашего времени сохранила популярность созданная в соавторстве с поэтом Л.П. Дербенёвым песня «Лучший город земли», посвящённая Москве. Среди современных армянских музыкантов и композиторов в России хорошо известен знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке Дживан Арамаисович Гаспарян. В 2011 году он участвовал в концерте «Три легенды в Кремле», где выступал совместно с хором Московского Сретенского монастыря и Президентским оркестром России.
Глубокие связи имеет российское и армянское кино. Мультфильмы «Арменфильма» «Пёс и кот» (1975 год), «Три синих, синих озера малинового цвета» (1981 год), «Ишь ты, масленица!» (1985 год) знали всё советские дети. Огромной любовью зрителей много лет пользуется актёр и режиссёр Армен Борисович Джигарханян, начавший свой путь в кинематографе с работы в «Арменфильме». Всесоюзную популярность актёру принёс фильм «Место встречи изменить нельзя»: за противостоянием начальника отдела по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова (В.С. Высоцкий) и главаря банды Карпа по кличке «Горбатый» (А.Б. Джигарханян) с замиранием сердца наблюдала вся страна. Сегодня Армен Джигарханян – художественный руководитель одного из популярных театров, отметившего уже своё двадцатилетие, – Московского драматического театра под руководством Джигарханяна.
Многовековые русско-армянские связи оставили свой след и в языке. В русский язык вошли словосочетания армянский коньяк, армянский ковёр, армянский лаваш. В России любят и знают армянскую кухню – одну из древнейших в мире.
На карте многих городов России от Москвы до Сочи, от Томска до Ростова-на-Дону есть топонимы, включающие прилагательное «армянский» – Армянский переулок, Армянская улица, Армянская площадь, а также фамилии знаменитых политиков, военных, учёных и деятелей культуры: улица Маршала Баграмяна, площадь Бабаджаняна, улица Хачатуряна, улица Айвазовского, Микояновская улица…