Лингвострановедческий словарь «Россия».

Антоний, епископ Тобольский и Сибирский о Г.Е. Распутине (с изъятиями)


Секретно

ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ

По собранным и проверенным мною сведениям крестьянин слободы Покровской Тюменского уезда Григорий Евфимиев Распутин, получивший недавно вследствие своего ходатайства вместо фамилии «Распутин» фамилию «Новый», из своей жизни на заводах Пермской губернии вынес знакомство с учением ереси хлыстовской и главарями сей ереси, затем, проживая в Петербурге, приобрел себе последовательниц, которые, по возвращении Распутина в слободу Покровскую, неоднократно приезжали к нему и подолгу жили в его доме. Письма четырех последовательниц, Х. Берладской, Е. Сильверсон, Ольги Лохтиной и З.Л. Манчтет, на мое имя в подлиннике при сем прилагаются.

В этих письмах говорится об особом учении Распутина, о полученных чрез Распутина исцелениях, о преподании Распутиным каких-то Святых Таин, об указании Распутиным на какой-то особенный храм православия, о стремлении его последовательниц «соединиться со славою Христа», «соединиться со Святыми Тайнами», «иметь (на душе) Пасху», «заключить в себя Бога», о Распутине, как носителе «бездны любви».

У Распутина в доме уже лет пять тому назад поселились совершенно посторонние ему женщины, которых было прежде до 8, а в настоящее время 4 или 5; они одеваются в черные платья с белыми головными платочками, всегда сопровождают Распутина в местный храм и обращаются с ним с чрезвычайным уважением, называя его: «отец Григорий», - то же делают и петербургские его последовательницы, которые водят Распутина под руки…

В верхнем этаже новоприобретенного Распутиным большого дома поздними вечерами бывают особенные молитвенные собрания его последовательниц и четырех последователей (родственники Распутину); на этих собраниях Распутин одевает полумонашеский черный подрясник и золотой наперсный крест, - поют хорошо разученные песнопения из малоизвестных рукописных сборников и некоторых печатных, например, из сборника «Сионская весть» и других; собрания эти иногда оканчиваются поздно…

При посещении меня Распутиным (он настойчиво и не раз желал видеться со мною и поговорить по поводу расширения на его деньги Слободо-Покровского храма и желаемого им устройства в его доме на каких-то особенных условиях женской общины) он поразил меня крайне изможденным лицом, с впалыми и болезненно горящими (воспаленными) глазами, приторно ласковою речью с свойственным сектантам употреблением уменьшительных (ласкательных) имен, - по его словам он плохо читает по-русски, писать не может, по-славянски только начинает учиться читать, любит слушать чтение Евангелия, Апостольских посланий и псалмов, - с святоотеческими писаниями и с богословской литературой совершенно не знаком.

Между жителями слободы Покровской ходят слухи, что Распутин учит хлыстовству и что одна из живущих у него черничек несколько лет тому назад, будучи сначала крепкого здоровья при молодых летах, стала чахнуть, сохнуть и, быстро утративши свою молодость, умерла.

Некоторые передавали мне, что лично видели снятые в Екатеринбурге фотографические карточки, на которых Распутин снят в черном подряснике в рост вместе с стоящими по бокам его двумя черничками, которые поддерживают над головой его развернутую бумажную ленту с надписью: «искатель горняго Иерусалима» (или что-то в этом роде).

Последовательницы и последователи обвиняемого в лжеучении близком к хлыстовству и ныне запрещенного в священнослужении и сосланного по указу Св. Синода на Валаам священника Иакова Барбарина, при своем паломничестве в Абалакский монастырь постоянно посещают дом Распутина, участвуют там в ночных собраниях и в песнопениях по сектантским сборникам.

На основании вышеизложенного сим предлагается Консистории ныне же поручить о. противораскольническому миссионеру, священнику Никодиму Глуховцеву, произвести предварительное дознание, а если обвинение подтвердится, то и формальное следствие об учении и деятельности Григория Распутина, о происходящих в его доме ночных собраниях и их характере и, по окончании следственного делопроизводства, немедля представить оное на рассмотрение Консистории.

Епископ АНТОНИЙ, Тобольский и Сибирский

№ 4952-й

г. Тобольск

12 сентября 1907 года