Лингвострановедческий словарь «Россия». Передвижники

Передвижники

Peredvi s.jpg
передви́жники

Художники-реалисты, входившие в крупнейшее в России второй половины XIX в. демократическое творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923 гг.).

Энциклопедическая справка

Товарищество было образовано в 1870 г. в Петербурге в противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии художеств; в него в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Идейным лидером объединения был Крамской, который ещё в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии сюжет, далёкий от жизни. Вышедшие из Академии художники объединились в «Петербургскую артель художников». «Артель» была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. Из «Артели» выросло «Товарищество передвижных художественных выставок».

Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В.В. Стасов и коллекционер П.М. Третьяков, покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали свои выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Самым распространённым жанром на выставках была бытовая живопись (картины Репина, Перова, Мясоедова); историческая живопись была представлена работами Сурикова и Ге; батальные картины писал Верещагин; в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входило несколько художников, работающих в пейзажном жанре – Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.

Расцветом «Товарищества» стали 1870-1880-е гг., В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями. Многие вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX – начале ХХ вв.

В культуре

Для большинства россиян передвижники – самые известные художники в истории русского изобразительного искусства. Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.

В наше время традиция передвижников сохраняется в творчестве ряда художников-реалистов.

В языке и речи

В речи название объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» употребляется редко. Чаще говорят о товариществе передвижников, о традициях передвижников, о передвижниках ХХI века.

Медиатека