Лингвострановедческий словарь «Россия».

Достоевский Ф.М./C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 14:09, 3 сентября 2019

Dostoevsky photo new s.jpg
Достое́вский Фёдор Миха́йлович

Великий русский писатель, журналист, публицист.

Энциклопедическая справка

Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в Москве в семье дворянина, врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно−инженерное училище в Петербурге, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.

В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе Н.А. Некрасовым и В.Г. Белинским, первый роман Достоевского − «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения − Макара Девушкина, мелкого канцелярского чиновника и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через всё его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе (А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя−гуманиста, чьё сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель − проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840-х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвящённых жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и ещё один главный герой − Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нём, который позже назвали Петербургом Достоевского.

В конце 1840-х гг. писатель сблизился с кружком М.В. Петрашевского, в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещённое в России письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Вскоре все члены кружка − петрашевцы − были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в Сибирь на 4 года. Достоевский был приговорён к каторге, а потом к службе рядовым.

В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовёт «Мертвым домом». Там писатель провёл четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

Только после смерти Николая I в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в Тверь, а позже − в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.

В 1861-1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из мёртвого дома», в котором описаны годы, проведённые на каторге; в 1861 г. − роман «Униженные и оскорблённые», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».

Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861-1863 гг. вместе с братом он издаёт журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно−нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача − объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название почвенничества − уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской интеллигенции и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. славянофилы). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале «Эпоха» (1864-1865 гг.) и в произведениях 60-х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. − роман «Преступление и наказание», в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.

В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.

В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1871-1872 гг.), «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) − книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещённого эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому всё позволено, оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении − «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей − а значит и перед моральным преступлением над самим собою.

Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединённых в единую книгу «Дневник писателя» (1873-1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.

Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

В культуре

Достоевский − классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы советской власти его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в СССР только в 1960-е гг., а полное 30-томное академическое собрание сочинений − в 1970-х и 1980-х гг. В конце XX − начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно-философским вопросам.

В школьную (см. школа) программу включён роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий − фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).

В Москве установлены два памятника Достоевскому − один перед больницей, где он родился (работы скульптора С.Д. Меркурова), второй, созданный скульптором А.И. Рукавишниковым, − перед зданием Российской государственной библиотеки (см. Библиотека имени Ленина). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи-квартиры писателя.

В языке и речи

Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: преступление и наказание, униженные и оскорблённые; самое знаменитое изречение писателя − Красота спасёт мир. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, − административный восторг (роман «Бесы»). Писатель ввёл в речевой оборот слово стушеваться в значении смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться (повесть «Двойник»).

В советском (см. Советский Союз) литературоведении существовало выражение достоевщина. Так пренебрежительно называли религиозно−нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.

Медиатека

Тексты

  1. Письмо Ф.М. Достоевского к С.А. Ивановой (отрывок)
  2. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 2. Глава 2 «Старый шут» (отрывок)
  3. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 3. Глава 3 «Исповедь горячего сердца. В стихах» (отрывок)
  4. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 5. Глава 4 «Бунт» (отрывок)
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто об иноке русском…)
  6. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто о господах и слугах…)
  7. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Часть 5. Глава IV (отрывок)
  8. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпилог (отрывок)

Репродукции

  1. Ф.Я. Алексеев. «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
  2. В.Г. Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского»
  3. В.А. Фаворский. «Достоевский»
  4. К.А. Васильев. «Портрет Ф.М. Достоевского»
  5. И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский»
  6. И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»
  7. И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  8. И.С. Глазунов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  9. И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»
  10. П.М. Боклевский. Макар Девушкин. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
  11. Объявление в прессе о публикации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского
  12. Обложки романов Ф.М. Достоевского
  13. Афиша фильма Л.А. Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Фотографии

  1. Ф.М. Достоевский и Ч.Ч. Валиханов
  2. Ф.М. Достоевский
  3. А.Г. Сниткина (жена Ф.М. Достоевского)
  4. Памятники Ф.М. Достоевскому в городах России
  5. Памятники Ф.М. Достоевскому в европейских городах
  6. Памятник на могиле Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
  7. Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве
  8. Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
  9. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
  10. Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева
  11. Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза

Видеосюжеты

  1. Фильм И.А. Пырьева «Братья Карамазовы» (фрагмент)
  2. Фильм Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание» (фрагмент)
  3. Фильм В.В. Бортко «Идиот» (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова Ф.М. Достоевского

Прецедентные феномены

  1. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество
  2. Что написал Ф.М. Достоевский?
  3. Герои романов Ф.М. Достоевского
  4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
  5. «Идиот» Ф.М. Достоевского
  6. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского
  7. Ф.М. Достоевский о Раскольникове
  8. Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
м (Admin переименовал страницу Достоевский Ф.М. в Достоевский Ф.М./C1-C2)
 
(не показана 51 промежуточная версия 3 участников)Строка 1: Строка 1: −
{{Заголовок статьи|name=Достоéвский Ф. М.|image=}}
+
{{Заголовок статьи|name=Достое́вский Фёдор Миха́йлович|image=Dostoevsky photo new s.jpg}}
   −
Русский писатель, журналист, публицист.
+
Великий русский писатель, журналист, публицист.
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
Строка 7: Строка 7:  
Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в [[Москва|Москве]] в семье [[Дворянин|дворянина]], врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно−инженерное училище в [[Петербург]]е, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.
 
Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в [[Москва|Москве]] в семье [[Дворянин|дворянина]], врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно−инженерное училище в [[Петербург]]е, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.
   −
В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе '''Н. А. Некрасовым''' и '''В. Г. Белинским''', первый роман Достоевского − «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения − Макара Девушкина, мелкого канцелярского '''чиновника''' и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через всё его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе ([[Пушкин А.С.|А. С. Пушкин]] и '''Н. В. Гоголь''' с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя−гуманиста, чьё сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель − проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840−х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвящённых жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и ещё один главный герой − Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нём, который позже назвали ''Петербургом Достоевского''.
+
В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе Н.А. Некрасовым и В.Г. Белинским, первый роман Достоевского − «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения − Макара Девушкина, мелкого канцелярского чиновника и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через всё его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе ([[Пушкин А.С.|А.С. Пушкин]] и Н.В. Гоголь с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя−гуманиста, чьё сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель − проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840-х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвящённых жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и ещё один главный герой − Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нём, который позже назвали ''Петербургом Достоевского''.
   −
В конце 1840−х гг. писатель сблизился с кружком '''М. В. Петрашевского''', в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещённое в России письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю. Вскоре все члены кружка − '''''петрашевцы''''' − были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в [[Сибирь]] на 4 года. Достоевский был приговорён к '''каторге''', а потом к службе рядовым.
+
В конце 1840-х гг. писатель сблизился с кружком М.В. Петрашевского, в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещённое в России письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Вскоре все члены кружка − ''петрашевцы'' − были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в [[Сибирь]] на 4 года. Достоевский был приговорён к каторге, а потом к службе рядовым.
    
В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовёт «Мертвым домом». Там писатель провёл четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
 
В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовёт «Мертвым домом». Там писатель провёл четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
   −
Только после смерти [[Николай I|Николая I]] в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в '''Тверь''', а позже − в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.
+
Только после смерти [[Николай I|Николая I]] в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в Тверь, а позже − в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.
   −
В 1861−1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из мёртвого дома», в котором описаны годы, проведённые на каторге; в 1861 г. − роман «Униженные и оскорблённые», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».
+
В 1861-1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из мёртвого дома», в котором описаны годы, проведённые на каторге; в 1861 г. − роман «Униженные и оскорблённые», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».
   −
Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861−1863 гг. вместе с братом он издаёт журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно−нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача − объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название '''''почвенничества''''' − уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской [[интеллигенция|интеллигенции]] и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. [[славянофилы]]). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале «Эпоха» (1864−1865 гг.) и в произведениях 60−х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. − роман [[Преступление и наказание (роман)|«Преступление и наказание»]], в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.
+
Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861-1863 гг. вместе с братом он издаёт журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно−нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача − объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название ''почвенничества'' − уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской [[интеллигенция|интеллигенции]] и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. [[славянофилы]]). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале «Эпоха» (1864-1865 гг.) и в произведениях 60-х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. − роман [[Преступление и наказание (роман)|«Преступление и наказание»]], в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.
    
В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.
 
В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.
   −
В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы [[Идиот (роман)|«Идиот»]] (1868 г.), '''«Бесы»''' (1871−1872 гг.), [[Братья Карамазовы (роман)|«Братья Карамазовы»]] (1879−1880 гг.) − книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещённого эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому ''всё позволено'', оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении − «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей − а значит и перед моральным преступлением над самим собою.
+
В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы [[Идиот (роман)|«Идиот»]] (1868 г.), «Бесы» (1871-1872 гг.), [[Братья Карамазовы (роман)|«Братья Карамазовы»]] (1879-1880 гг.) − книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещённого эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому ''всё позволено'', оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении − «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей − а значит и перед моральным преступлением над самим собою.
   −
Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединённых в единую книгу «Дневник писателя» (1873−1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.
+
Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединённых в единую книгу «Дневник писателя» (1873-1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.
   −
Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище '''Александро−Невской лавры'''.
+
Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Достоевский − классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы [[советская власть|советской власти]] его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в '''СССР''' только в 1960−е гг., а полное 30−томное академическое собрание сочинений − в 1970−х и 1980−х гг. В конце XX − начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно−философским вопросам.
+
Достоевский − классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы [[советская власть|советской власти]] его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в СССР только в 1960-е гг., а полное 30-томное академическое собрание сочинений − в 1970-х и 1980-х гг. В конце XX − начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно-философским вопросам.
    
В школьную (см. [[школа]]) программу включён роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий − фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).
 
В школьную (см. [[школа]]) программу включён роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий − фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).
   −
В Москве установлены два памятника Достоевскому − один перед больницей, где он родился (работы скульптора '''С. Д. Меркурова'''), второй, созданный скульптором '''А. И. Рукавишниковым''', − перед зданием Российской государственной библиотеки (см. [[Библиотека Ленина|Библиотека имени Ленина]]). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи−квартиры писателя.
+
В Москве установлены два памятника Достоевскому − один перед больницей, где он родился (работы скульптора С.Д. Меркурова), второй, созданный скульптором А.И. Рукавишниковым, − перед зданием Российской государственной библиотеки (см. [[Библиотека Ленина|Библиотека имени Ленина]]). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи-квартиры писателя.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: ''преступление и наказание'', ''униженные и оскорблённые''; самое знаменитое изречение писателя − ''Красота спасёт мир''. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, − ''административный восторг'' (роман «Бесы»). Писатель ввёл в речевой оборот слово ''стушеваться'' в значении ‘смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться’ (повесть «Двойник»).
+
Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: ''преступление и наказание'', ''униженные и оскорблённые''; самое знаменитое изречение писателя − ''Красота спасёт мир''. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, − ''административный восторг'' (роман «Бесы»). Писатель ввёл в речевой оборот слово ''стушеваться'' в значении ''смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться'' (повесть «Двойник»).
   −
В советском (см. [[Советский Союз (СССР)|Советский Союз]]) литературоведении существовало выражение ''достоевщина''. Так пренебрежительно называли религиозно−нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.
+
В советском (см. [[Советский Союз]]) литературоведении существовало выражение ''достоевщина''. Так пренебрежительно называли религиозно−нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.
 +
 
 +
= Медиатека =
 +
== Тексты ==
 +
# [[Медиатека: Письмо Ф.М. Достоевского к С.А. Ивановой (отрывок)|Письмо Ф.М. Достоевского к С.А. Ивановой (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Роман Ф.М. Достоевского «Братья_Карамазовы». Часть 1, книга 2, глава 2 «Старый шут» (отрывок)|Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 2. Глава 2 «Старый шут» (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Роман Ф.М. Достоевского «Братья_Карамазовы». Часть 1, книга 3, глава 3 «Исповедь горячего сердца. В стихах» (отрывок)|Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 3. Глава 3 «Исповедь горячего сердца. В стихах» (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Роман Ф.М. Достоевского «Братья_Карамазовы». Часть 2, книга 5, глава «Бунт» (отрывок)|Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 5. Глава 4 «Бунт» (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Роман Ф.М. Достоевского «Братья_Карамазовы». Часть 2, книга 6, глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (отрывок 1)|Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто об иноке русском…)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Роман Ф.М. Достоевского «Братья_Карамазовы». Часть 2, книга 6, глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (отрывок 2)|Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто о господах и слугах…)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (Часть пятая, глава IV)|Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Часть 5. Глава IV (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (Эпилог)|Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпилог (отрывок)]]<br />
 +
 
 +
== Репродукции ==
 +
# [[Медиатека:Алексеев Ф.Я. Вид на Михайловский замок|Ф.Я. Алексеев. «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Перов В.Г. Портрет Ф.М. Достоевского|В.Г. Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фаворский В.А. Достоевский. Гравюра на дереве|В.А. Фаворский. «Достоевский»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Васильев К.А. «Портрет Ф.М. Достоевского»|К.А. Васильев. «Портрет Ф.М. Достоевского»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Глазунов И.С. «Ф.М. Достоевский»|И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Глазунов И.С. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»|И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» |И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Глазунов И.С. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 1982 г.|И.С. Глазунов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». 1956|И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Иллюстрация Боклевского П.М. Макар Девушкин|П.М. Боклевский. Макар Девушкин. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Объявление в прессе о публикации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. 1968|Объявление в прессе о публикации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского]]<br />
 +
# [[Медиатека:Обложки книг Ф.М. Достоевского|Обложки романов Ф.М. Достоевского]]<br />
 +
# [[Медиатека:Афиша фильма Л. Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1969 г.|Афиша фильма Л.А. Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»]]<br />
 +
 
 +
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека:Достоевский и Валиханов. Фото конец 1850-х|Ф.М. Достоевский и Ч.Ч. Валиханов]]<br />
 +
# [[Медиатека:Достоевский Ф.М. Фото 1861|Ф.М. Достоевский]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фотография А.Г. Сниткиной. 1863|А.Г. Сниткина (жена Ф.М. Достоевского)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятники Ф.М. Достоевскому в городах России|Памятники Ф.М. Достоевскому в городах России]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятники Ф.М. Достоевскому в европейских городах|Памятники Ф.М. Достоевскому в европейских городах]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятник на могиле Ф.М. Достоевского|Памятник на могиле Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге]]<br />
 +
# [[Медиатека:Музей-квартира Достоевского в Москве|Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве]]<br />
 +
# [[Медиатека:Дом-музей Достоевского в Старой Руссе|Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе]]<br />
 +
# [[Медиатека:Музей Достоевского в Санкт-Петербурге|Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге]]<br />
 +
# [[Медиатека: Кадры из фильма И.А. Пырьева «Братья Карамазовы». 1968|Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
 +
# [[Медиатека: Кадр из сериала Ю.П. Мороза «Братья Карамазовы». 2009|Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза]]<br />
 +
 
 +
== Видеосюжеты ==
 +
# [[Медиатека: Фильм И.А. Пырьева «Братья Карамазовы» (фрагмент). 1968|Фильм И.А. Пырьева «Братья Карамазовы» (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фильм Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание».1969 г. (отрывок)|Фильм Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание» (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Фильм В.В. Бортко «Идиот» (фрагмент)|Фильм В.В. Бортко «Идиот» (фрагмент)]]<br />
 +
 
 +
= Интерактивные задания =
 +
 
 +
== Афористика ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/fedost_af_1 Крылатые слова Ф.М. Достоевского ]<br />
 +
 
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/Persona/fedost_pf_0c Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/fedost_pf_1 Что написал Ф.М. Достоевский? ]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/fedost_pf_2 Герои романов Ф.М. Достоевского]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/prestnak_pf_1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского]<br/>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/idiot_pf_1 «Идиот» Ф.М. Достоевского]<br/>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/bratkar_pf_1 «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского ]<br/>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/prestnak_pf_2 Ф.М. Достоевский о Раскольникове]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/muzei/tg_portr_pf_2c Портреты русских писателей в Третьяковской галерее]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Художественная литература]]
 
[[Категория:Художественная литература]]